|
Константин Маскаев
Счастье - это когда ветер, песок, камни, вода, непролазная грязь и трудности иного порядка создают настоящий драйв и воспринимаются как слагаемые удовольствия. Людей, кто понимает в этом толк, а также просто сочувствующих такому виду самоистязаний - видимо-невидимо. Просто не многие себе в этом признаются. Стоит попробовать один раз, чтобы “заболеть”
В очередной раз любители внедорожных передвижений, или oфф-роуда, из Казахстана, России, Киргизии ввязались в известный алматинский весенний трофи-рейд “Капшагайская Баха”. На этот раз это был III этап открытого чемпионата Казахстана по трофи-рейдам - “Капшагайская Баха”, проводимый под эгидой ФАМС (Федерации автомотоспорта Республики Казахстан). Он прошел в минувшие выходные на большом протяженном участке между Шемолганом и берегом Капшагайского водохранилища в районе поселка Шенгельды. Место, впрочем, традиционное, в особом представлении не нуждается.
Но еще одним бонусом к этому празднику спорта, смекалки, выносливости и технической мысли подоспело 10-летие клуба OFF Road Kazakhstan. Поэтому два тесно связанных события решено было объединить, расширив чисто спортивную программу хорошим вечерне-ночным шоу на берегу водохранилища.
Вообще, для атмосферы в лагере, где собираются владельцы “тяжелой” техники, члены их семей, друзья-подруги, они же - спортсмены, экипажи, характерен какой-то свойский добрый рок-н-рольный кураж, веселье, взаимопонимание и расслабон пополам с ответственностью. Собираются представители самостийных автоклубов, владельцев и любителей разных, подчас конкурирующих марок внедорожных машин - со своей атрибутикой: флагами, униформой, речевками, выкатывают свою культурную программу, представляют публике клуб. Спортсмены порой также рубятся не только за персональный разряд или зачет, но выступают и от лица клуба, тем самым продвигают и полюбившуюся марку машины.
Правда, скрытым от публики стал первый этап многокилометровой гонки от Шемолгана до основного лагеря. Организаторы проложили эту дистанцию по сложному, замысловатому маршруту, включавшему список из двух десятков обязательных и второстепенных контрольных точек, которые должны были посетить экипажи. В процессе посещения приходится двигаться по заболоченной местности, преодолевать броды, траншеи, рытвины, нагромождения камней. То есть подчас по-настоящему дикие и сложные для пересечения участки местности.
Есть список контрольных точек, есть карта местности и прибор спутниковой навигации. Успех в большой степени зависит от того, как будет проложен индивидуальный маршрут экипажа, что позволит пройти все участки за минимальное время. Хотя в этом этапе состязания, понятно, приходится уповать на технику, балансировать между мудростью и готовностью к авантюре.
Уже традиционная казахстанская гонка по бездорожью проходит по международному регламенту, утвержденному для такого рода состязаний. На старт выводят технику пяти известных категорий (подготовленных в соответствии с техническими регламентами - ТР). Автомобили ТР1 - стандартные внедорожники и кроссоверы с размером резины 31 дюйм и объемом двигателя до 4000 кубических сантиметров; ТР2 - “утяжеленные” серийные автомобили, оборудованные каркасом безопасности, подготовленные для бездорожья. Самая серьезная категория автомобилей - ТР3. Эти “танки” не ходят по дорогам общего пользования: автомобили и прототипы, подготовленные для тяжелого бездорожья.
Часть машин категории ТР3 называют “котлетами”. Эти машины строят в специальных конструкторских мастерских, от серийных машин в них остается двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Остальное - мелкосерийное, выносливое, многократно усиленное.
В категории “свободный класс”, где выставляются тоже подготовленные автомобили, не подпадающие под остальные регламенты. В этом классе могут выступить все, кто хочет рискнуть, то есть все желающие. Но участники свободного класса, в соответствии с показанными результатами, могут получить не выше первого спортивного разряда от ФАМС РК. Пятый класс - ATV (квадроциклы).
Излишне говорить, что и само участие в трофи-рейдах, и “Капшагайская Баха”, в частности - серьезное испытание.
Сложно сказать, что больше увлекает: почти 300-километровый прохват по контрольным точкам или кольцевая гонка, которую устраивают на второй день “Бахи”. На “кольце”, а это извилистый замкнутый маршрут по заболоченным участкам местности, у каждого экипажа свое стартовое время, но общая продолжительность - 40 минут. Засчитывается количество кругов. Существует и система штрафов, которые могут существенно повлиять на место экипажа в турнирной таблице. Поэтому в день проведения соревнований позиция победителя не всегда столь очевидна: помимо зачетного времени организаторам и судейской коллегии предстоит учитывать штрафные поводы, все тщательно подсчитать и вычислить победителя в каждой из категорий. Что касается соревнования “Капшагайская Баха-2013”, то награждение победителей и призеров ожидается 24 мая.
фото Алексея Мальченко |