|
Юлиана Жихорь
Мировая экономика вновь подложила отечественному Кабмину “свинью”. Расчеты правительства по макроэкономическим прогнозам развития Казахстана в очередной раз оказались неверными, вынудив власти корректировать главный финансовый документ страны - бюджет на 2013 год. Причем в сторону уменьшения и доходной части, и расходов
Уточнять и корректировать бюджет по несколько раз в год стало в нашей стране доброй традицией. Каждый раз правительство заявляет, что вынуждено это делать “в соответствии с тенденциями развития мировой экономики”. Причем если раньше корректировка была в плюсовую сторону (сказывался рост цен на энергоносители, в первую очередь нефти), то с момента начала мирового экономического кризиса главный финансовый документ страны постоянно обрезают. Точнее, обрезают доходные и расходные статьи. Впрочем, частенько это обрезание выглядит перераспределением, когда финансы с заведомо неисполнимых в текущем году проектов перекидывают на другие бюджетные “дыры”.
В этот раз бюджет урезали, одновременно перераспределив потоки финансирования. Как заявил глава Минэкономики Ерболат Досаев, “основанием для уточнения бюджета является обеспечение сбалансированности доходной и расходной частей бюджета с учетом изменения прогноза макроэкономических показателей на 2013 год, уточнения расчетов, исходя из фактических поступлений по итогам I квартала 2013 года и прогноза поступлений до конца текущего финансового года”. В переводе на простой русский язык это означает: правительство ошиблось в своих изначальных расчетах и бюджет “проседает” из-за недостатка доходов.
|
Все созвучно мировым трендам! |
Недостаток этот определен в сумме 226,1 миллиарда тенге. Причем основное снижение (231,1 миллиарда) ожидают по корпоративному подоходному налогу “в связи со снижением темпа роста валовой добавленной стоимости ненефтяного сектора в результате снижения мировых цен на металлы и твердые полезные ископаемые”. По сути, это результат прогнозов мировых экспертов, неоднократно заявлявших, что ни о каком росте в мировой экономике в ближайшие полгода-год и речи быть не может. Но наши экономисты, видимо, предпочли (в очередной раз) посмотреть на мир оптимистичным взглядом. И потому-то правительство РК решило скорректировать свой прогноз мировой цены на нефть с 90 ранее запланированных долларов (за баррель марки брент) до 100 долларов. По словам Досаева, “увеличение цены не является выражением оптимизма, а отражает реальное положение вещей”.
Интересно, что буквально накануне заседания правительства международные биржи, возбужденные докладом ОПЕК, которая не изменила своего прогноза относительно мирового спроса на черное золото в текущем году (оставив его на уровне 89,7 миллиона баррелей в день), среагировали падением цен на июньские фьючерсы: баррель североморской нефтяной смеси марки Brent Crude Oil подешевел на 0,56 доллара - до 103,91 доллара за баррель, легкой нефти марки WTI - на 0,35 доллара - до 96,04 доллара за баррель.
Есть и радостная новость - незапланированное поступление от страховых выплат за спутник KazSat-1 в сумме 5,1 миллиарда тенге позволит “сэкономить” на создании KazSat-3 - именно на завершение создания этого спутника и будут направлены “новые” деньги.
Расходы бюджета тоже подрезали - на 159,6 миллиарда тенге. А перераспределили 138,1 миллиарда. К слову, оптимизации и сокращению подвергнутся и 200 миллиардов так называемых “условно-финансируемых расходов”. Само это понятие достаточно размыто. Как заявлял еще в августе прошлого года тогдашний министр экономики Бахытжан Сагинтаев, “условно финансируемые расходы позволяют правительству оперативно реагировать на неблагоприятные изменения внешней конъюнктуры”. По сути, УФР - это некий дополнительный резерв властей, который они вынимают из рукава в случае кризиса или, напротив, благоприятной экономической ситуации. В октябре Ерболат Досаев, уже будучи министром, пояснял, что в правительстве находится много заявок на увеличение расходов госбюджета: “Где-то не хватает на смету, где-то не хватает средств или просят с одной бюджетной программы перебросить средства на другую программу”, а потому для решения этих проблем и ввели понятие УФР и заложили средства (согласно закону, не более 4 процентов к расходам бюджета).
Средства эти потребовались удивительно скоро. И все на “приоритетные сектора и программы”. Так, на реализацию “Дорожной карты занятости” дополнительно направят 30 миллиардов тенге, на “Доступное жилье” - 20,4 миллиарда. На 22,2 миллиарда увеличат вливание в АПК, на 14 - господдержку бизнесу.
Самую крупную сумму - 50,4 миллиарда - направят на крупные государственные имиджевые проекты: EXPO-2017 и Универсиаду (Астане дадут 30,4 миллиарда тенге, Алматы - 20 миллиардов).
Как уже неоднократно писала наша газета, при всех перераспределениях бюджету денег явно не хватает. А потому власти решили увеличить дефицит бюджета: с 2,2 процента до 2,5 процента к ВВП (в реальном выражении дефицит увеличится с 796 236 557 тысяч тенге до 870,6 миллиарда).
Проект скорректированного в очередной раз бюджета уже поступил в парламент. Скорее всего, депутаты в срочном порядке документ рассмотрят и выпустят на подпись президенту. Станет ли эта корректировка последней в этом году? Похоже, что нет. Как показывает практика, уже в начале III квартала можно ожидать очередной волны “поправок, уточнений, корректировок” и исправления прежних прогнозных ошибок отечественных экономистов. И, как всегда, в соответствии с мировыми тенденциями.
Фото Влад Бородин
Астана |