|
Ольга Шишанова
По данным ЮНИСЕФ, только за прошлый год более 65 процентов, или две трети, казахстанских учеников столкнулись с издевательствами и дискриминацией в стенах школы, при этом 22 процента учителей, не стесняясь, применяли насилие в отношении детей. В детдомах картина сложилась еще более удручающая - насилию подвергался каждый второй ребенок
Как оказалось, насилие над детьми - столь распространенное явление в современном мире, что несколько лет назад бывший тогда госсекретарем ООН Кофи Аннан предложил провести в ряде стран, в том числе и в Казахстане, исследование, насколько масштабна эта проблема.
Причиной послужили неутешительные цифры - шесть миллионов детей в мире заняты тяжелым физическим трудом, многих вынуждают заниматься проституцией и эксплуатируют в порноиндустрии, около миллиарда детей не защищены законом от телесных наказаний в школе.
Как следует из нынешнего доклада (апрель 2013 года) международного эксперта ЮНИСЕФ Робин Хаарр государственным органам Казахстана, несмотря на ужесточающееся законодательство в отношении защиты прав детей, в этом плане “также есть, над чем поразмыслить”.
Так, эксперты ООН, проведя исследование в 40 государственных школах республики, как в городской, так и сельской местностях, где анкетирование прошло среди более четырех тысяч детей от 9 до 17 лет, учащихся в русских, казахских и смешанных классах, выяснили, что около 60 процентов детей так или иначе в последние два года сталкивались либо с физическим, либо с психологическим насилием.
В частности, 47 процентов были свидетелями физического насилия, 21 процент - жертвами, 15 процентов - обидчиками. Десять процентов детей подвергались финансовому вымогательству, 15 процентов признались, что подвергались сексуальному насилию, более 50 процентов детей стали свидетелями психологического насилия, а 40 процентов - жертвами. Причем девочек, ставших свидетелями или жертвами насилия, было почти на 10 процентов больше, чем мальчиков.
Что же касается непосредственно насилия в школе, по данным экспертного мнения, его свидетелями, жертвами и обидчиками оказались свыше 90 процентов детей.
В анкетах дети отмечали, что становились свидетелями или участниками драк, жертвами вымогателей, им доводилось слышать ругань, оскорбления и даже получать побои от учителей.
Однако, по мнению психолога Оксаны Брык, дети не всегда предстают пострадавшей стороной, и “у сегодняшней проблемы, по меньшей мере, целых три стороны медали”.
Во-первых, это проблема общества, а точнее - отсутствие спортивных секций, кружков, где дети могли бы реализовывать свою гиперактивность.
Во-вторых, это проблема школ. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, по словам Брык, и уважение к учителям, и качество преподавания неуклонно снижаются. Утрачен не только престиж профессии учителя, его авторитет, но и педагогический профессионализм. И пусть в Казахстане проблема насилия в школах не стоит так остро, как, например, в США, воспитание уважения к учительскому труду в республике по-прежнему актуально.
Кроме того, часть преподавательского состава порой ведет себя так, что возникают конфликтные ситуации.
Третья проблема - это воспитание в семье, наличие или отсутствие уважения к родителям.
При этом хотелось бы отметить еще один момент - от эмоциональных срывов даже в самых благополучных обществах в самые благополучные времена никто никогда застрахован не был. Главное, считают эксперты, чтобы этому была дана профессиональная оценка и сделаны соответствующие выводы.
Но и тут выяснилось, что даже школьный персонал не знает, к кому обращаться в случае возникновения так называемой “внештатной” ситуации.
И здесь мнения очень сильно разнятся: один процент считает, что только к директору, 70 процентов - к школьному психологу или социальному педагогу (при этом только 47 процентов действительно сообщали о таких фактах), 19 процентов и вовсе предпочли “не заморачиваться”, отмахнувшись словами “не знаю”.
Астана |