Когда отказывает головной мозг, пользуйтесь костным
Пропущенные кадры
Строить планы на далекую перспективу легко и приятно. И чем дальше срок выполнения плана, тем грандиознее он выглядит. Помнится, лет двадцать тому назад наша страна стояла еще на романтическом перепутье - куда пойти? Какую модель развития и построения абсолютно нового общества взять за пример?
Звучали самые разные и порой совершенно фантастические предложения. Например, стать “новой Малайзией”. Или приглядеться к турецкой модели. Или к шведской. А может, к пресловутым “молодым тиграм Юго-Восточной Азии”? К Тайваню, Гонконгу, Сингапуру или Южной Корее?
В общем, свобода будоражила воображение, а перспективы виделись самые широкие. Одной из самых острых тем обсуждения в то время в Верховном Совете (так тогда еще назывался парламент) был вопрос профессионально-технического обучения нашей молодежи. К мнению “консерваторов” никто не прислушивался, а господствовала точка зрения, основанная как раз на прекрасных миражах будущей грандиозной перспективы.
И большинство инициаторов построения “совершенно нового общества” сходились на том, что теперь нам почти не нужны все эти ПТУ да техникумы. Потому как “экономике нового типа”, “обществу, устремленному в новый век” необходимы юристы и менеджеры, а не слесари да пекари. Тогда как “консерваторы” безуспешно пытались доказать, что без слесарей и пекарей никакая страна ничего путного построить не сможет.
Когда-нибудь наверняка будут изданы речи наших тогдашних стратегов-фантазеров нового порядка, и потомки от души посмеются над их “прогнозами” и видением будущего. Мы пока не будем называть имена некоторых из них, всему свое время.
Но вот прошли эти, обещанные самыми яркими фантазерами, двадцать лет построения нового общества. И органы статистики констатируют: свыше двадцати тысяч (по скромным подсчетам) слесарей да пекарей, токарей да сварщиков не хватает нашему народному хозяйству. Остро не хватает. Представьте наше народное хозяйство, его масштаб и сравните с этим числом квалифицированных рабочих, которых у нас нет и взять, судя по всему, негде.
А теперь попытаемся ответить на вопрос: можно ли при таком сравнении выполнить амбициозную Программу форсированного индустриально-инновационного развития? Или вообще что-то сделать в плане модернизации экономики и промышленности?
Может, что-то делается для изменения этой ситуации? Может быть, что-то и делается. Но как делается, можно судить хотя бы по этой выдержке из отчета Счетного комитета, посвященной профтехобучению в стране: “Эффективная государственная поддержка и регулирование системы технического и профессионального образования не осуществляются. Обеспеченность учебным оборудованием сферы технического и профессионального образования в целом по республике составляет в среднем лишь 30 процентов. Передовые методы обучения практически не применяются. В 2010-2012 годах разработка и издание учебников и учебно-методических пособий нового поколения не осуществлялись. Отмечается острая нехватка квалифицированного педагогического персонала. За последние 10 лет доля преподавателей высшей категории сократилась в 4,3 раза, первой категории - в 5 раз”.
При этом менеджеров и юристов, а также грузчиков и охранников в стране явный переизбыток. Кстати, во время жарких дискуссий в тогдашнем Верховном Совете помимо названий таких стран, как Малайзия или Сингапур, звучали названия вроде Нигерии или Зимбабве. Правда, совершенно в другом, неромантическом контексте. |