|
Ольга Шишанова
Внутренний рынок Астаны, как и всей республики, практически не защищен от скрытого демпинга импортных товаров. Более того, интересам того же отечественного агробизнеса значительный ущерб наносит фальсифицированный импорт, который реализуется под видом натуральных товаров, зачастую имея серьезные преимущества в цене по сравнению с продукцией казахстанской
Пять лет назад разработали программу по развитию продовольственного пояса вокруг Астаны радиусом в 300 километров, основной идеей которой должно было стать обеспечение столицы качественными отечественными продуктами, предприятия - заказами, население - рабочими местами.
Но главное - казахстанский бренд должен был победить разрекламированный импорт, в том числе и по цене. Ведь производство предполагалось организовать рядом с городом, а значит, конечная цена производимого товара ожидалась ниже привозного.
Тогда почти сразу в Акмолинской и Карагандинской областях начали образовываться новые и совершенствоваться старые производства социально значимых продуктов питания - АО “Национальный управляющий холдинг “КазАгро” не жалел финансирования. А вот о фермерах из других регионов речь не шла.
Получалось, что заранее одни СХТП находились в более выгодных условиях - им гарантировался закуп, места для продукции в хранилищах, в то время как другим фермерам, продукция которых могла быть выше и по качеству, и по себестоимости, попадая на рынок, приходилось “подтягиваться” до него.
В результате - отсутствие конкуренции, монополия перекупщиков, убытки фермеров, не находящихся “под покровительством” продпояса.
И, конечно, залатать все дыры не получилось. Та же овощная продукция периодически подпадала под сезонное подорожание, поскольку потребность Астаны за счет продовольственного пояса покрывалась только на 32-35 процентов. Все остальное - Узбекистан или, в лучшем случае, юг Казахстана. Соответственно, раздолье для посредников плюс возврат товара, хранение, и, едва ли не главная проблема отрасли - недостаточно отрегулированная система логистики.
Проанализировав создавшуюся ситуацию, АО “НУХ “КазАгро” решило принять кардинальные меры. По словам председателя правления АО “Национальный управляющий холдинг “КазАгро”
Дулата Айтжанова, компания разработала информационную систему “Товаропроводящая система”, суть которой в создании связующей площадки для товаропроизводителя с торговыми сетями напрямую.
“Анализ, проведенный нами по предприятиям, которые мы профинансировали, показал ряд сложностей по производству продукции, по загруженности и по сбыту. Сегодня мы выявили две большие проблемы. Первая - внешняя, связанная с импортом, демпингом, а вторая - внутренняя, которая состоит в том, что у тех предприятий, которые мы профинансировали, отсутствуют свои сбыточные компании. В связи с чем наши предприятия использовали услуги посредников, которые, соответственно, влияют на стоимость продукции и конечного товара на прилавках, который стоит от 20 до 50 процентов дороже, чем произведенный товар”, - сообщил Дулат Айтжанов.
Однако то, что государство хочет убрать посредника из цепочки “производитель - посредник - торговые сети”, представителей последних особенно не радует. Ведь если посредник на базаре - это обычный перекупщик, который скупает все, что ему предлагают, а потом перепродает реализаторам по той цене, по какой захочет, то посредник в крупных магазинах и торговых сетях - это толковый менеджер.
С другой стороны, на рынках посредников больше, чем у магазинов. И регулировать их накрутки не может никто: нет рычагов воздействия. Поэтому зачастую и получается, что молочные продукты, крупы, кондитерские изделия на базаре дороже на 20-30 процентов, чем в крупных торговых центрах. Но покупатель-то все равно видит конечную цену продукта, поскольку продукты питания - основная статья расхода каждой семьи. Значит, продовольственный рынок в любом случае найдет своего покупателя, какие бы цифры ни стояли на ценниках.
А вот недорогие продукты социальной направленности смогут появиться лишь при здоровой конкуренции и рыночных отношениях.
Но если в дело будет вмешиваться государство, вряд ли можно будет предвидеть реакцию рынка.
Астана |