|
Юлиана Жихорь
Казахстанские предприниматели оглядываются на власти в поисках поддержки своему бизнесу в рамках Единого экономического пространства. По словам главы НЭП “Атамекен” Тимура Кулибаева, сегодня (а значит, и в ближайшем будущем) правительство должно стать настоящим лоббистом с точки зрения продвижения наших товаров на рынке ЕЭП
Жизнедеятельность Казахстана в качестве одного из трио Таможенного союза привела к разделению казахстанского общества на сторонников ТС и его противников. Оппозиция даже пыталась инициировать референдум по выходу страны из союза. Причем недовольные есть как среди оппозиции, так и среди предпринимателей и чиновников. Если оппозиционеры воспринимают Таможенный союз и ЕЭП как попытку реанимировать СССР, то предпринимателей больше волнуют вопросы выживания их бизнеса.
Бизнесмены уже неоднократно заявляли о том, что отечественная продукция не выдерживает (чаще всего) конкуренции с российской и белорусской. После вступления в ТС (а на это не обращал внимание только слепой) число импортных товаров на отечественном рыке увеличилось в разы. И это оказались как раз те товары, производство которых, как заявлялось в правительстве, налажено в Казахстане, и по которым наша страна может обеспечить потребность внутреннего рынка. Но не получилось - потребители выбирают импорт.
Что будет с образованием Единого экономического пространства и появлением товаров ВТО, предсказать сложно, но можно: казахстанский бизнес, производящий неконкурентоспособную продукцию, согласно законам рынка, самоликвидируется. “Да, Единое экономическое пространство - это вызов, но для предпринимателей - это хороший стимул и большие возможности. Нужно откинуть сырьевую составляющую экспорта и посмотреть, что мы можем производить. Если наши предприятия производят неконкурентоспособную продукцию с низкой добавленной стоимостью, то Таможенный союз - это своего рода толчок для того, чтобы мы ввели модернизацию, чтобы делали инвестиции в следующие переделы нашей продукции”, - призвал председатель президиума Национальной экономической палаты Казахстана Тимур Кулибаев на недавнем совещании по актуальным вопросам интеграционных процессов в Едином экономическом пространстве и продвижения казахстанского экспорта.
|
Я на экспорт не пойду |
Причем, по мнению Кулибаева, пока бизнес модернизируется под новые вызовы, исполнительная власть должна лоббировать его интересы на рынке ЕЭП: “Бизнесу и правительству необходимо сейчас обеспечить координацию действий. Правительство должно стать настоящим лоббистом с точки зрения продвижения наших товаров на рынке ЕЭП”. Он поставил в пример Беларусь, которая в каждой области РФ создала представительства, которые продвигают белорусские товары на территории России. Так вот, АО “KAZNEX INVEST” совместно с Торгово-промышленной палатой Казахстана должны разработать план действий по вопросам продвижения казахстанского экспорта.
Кстати. Несколько лет АО “KAZNEX INVEST”, которое и было создано для продвижения казахстанских товаров на мировом рынке, потратило на составление списка продуктов, которые могут быть интересны миру. Еще больше времени (и средств) уходит на всякого рода выставки и презентационные буклеты. Но, если верить заявлениям бизнеса, толку от этого немного. Тем более, что, как правило, посредством такой помощи государства на внешний рынок выходят лишь крупные предприятия. Средний же бизнес чаще всего остается не затронут.
Хотя порой под ударом неконкурентоспособности оказываются целые отрасли. Взять, например, АПК - животноводческую часть. В Казахстане есть глобальные планы: увеличить к 2016 году экспорт мяса КРС до 60 тысяч тонн, к 2020 году - до 180 тысяч. Казалось бы - планы отличные. Если бы не одно “но”. Три года назад эти цифры уже звучали. Причем в виде заявления тогдашнего первого вице-премьера Умирзака Шукеева о казахстанско-российской торговле мясом. В 2010 году он сообщил, что до 2013 года Казахстан будет экспортировать в РФ до 60 тысяч тонн мяса. Три года прошло. А планы по экспорту так и не выполнены. Более того, они уже отодвинуты на несколько лет.
Помнится, пару лет назад правительство объявило, что Казахстан производит достаточно мяса для обеспечения собственных нужд. Это, мягко говоря, не совсем так. Ежегодно импорт мяса в Казахстан возрастает, несмотря на все попытки властей отрегулировать внутренний рынок. Так, только за первые два месяца этого года Казахстан импортировал 7,9 тысячи тонн мяса (рост составил 42,4 процента по сравнению с январем-февралем 2012 года) на 15,1 миллиона долларов. И это без учета перетоков мяса из стран ТС. Поставщиками мяса в Казахстан выступили также США, Парагвай, Польша, Бельгия, Австралия, Австрия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Канада, Китай, Мексика, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Уругвай. Только из Украины за январь-февраль Казахстан импортировал 3,7 тысячи тонн мяса и субпродуктов свежих, мороженых и охлажденных на 6,7 миллиона долларов - в 7,5 раза больше по количеству и в 4,4 раза - в стоимостном выражении, чем за такой же период прошлого года. В текущем году объемы импортной квоты на мясо птицы для Казахстана увеличены до 110 тысяч тонн.
И это лишь один из примеров печальной ситуации с бизнесом, борющимся за выживание в рамках ТС, грядущих ЕЭП и ВТО. Насколько в этих условиях лобби государства на внешних рынках сможет увеличить конкурентоспособность отечественного бизнеса - большой вопрос. Однако в правительстве и “Атамекене” оптимизма не теряют - быть может, при грамотном подходе к планированию и снижению ставок кредитования для бизнесменов-резидентов РК конкурентоспособность как в качественных, так и в количественных показателях может и увеличиться.
Астана |