|
Константин Маскаев
Со следующей недели вступят в силу поправки в ряд законодательных актов, обслуживающих вопросы ономастики, то есть наименований улиц, населенных пунктов, географических названий. Соответствующий закон президент подписал 21 января 2013 года. Тогда же сделали оговорку, что изменения и дополнения вступят в силу спустя три месяца после подписания. Час пробил
Это не значит, что уже со следующей недели ономастическая комиссия разморозит процесс переименований, на который в свое время даже пришлось наложить мораторий - настолько увлекательным оказалось это дело, в особенности в сознании ура-патриотов и популистов. Просто в один незабвенный период переименования очень напоминали процесс стихийный, конъюнктурный и внешне бесконтрольный. Поэтому иные пристрастились.
С 1991-го по 2005 год сменили названия три области, 12 городов. Правда, в некоторых случаях только за счет транскрипции. Это из наиболее известного. Кроме того, переименовали 957 малых населенных пунктов, 53 района в разных областях, семь городских районов городов, 76 железнодорожных станций. Счет переименованных улиц идет на тысячи.
За указанный период в Казахстане переименовали почти 60 процентов географических объектов.
Последнее из заметных смен названий относится к 2007 году. Нурсултан Назарбаев, проводя совещание в Семипалатинске, предложил переименовать город в Семей. Президент мотивировал это стремлением избавить город от негативных ассоциаций, связанных с Семипалатинским ядерным полигоном: дескать, печальное историческое наследие отпугивает иностранных инвесторов и потенциальных туристов, которые опасаются плохой экологии. Горсовет Семипалатинска не мог не откликнуться на президентскую инициативу и несколько дней спустя единогласно проголосовал за переименование города.
Но одно дело, когда новое название предлагает президент и Лидер нации. И совсем иначе обстоят дела на местах, где переименования даже пытались поставить на коммерческую основу. Почему бы не назвать улицу где-то в сельской глубинке по фамилии уважаемых или влиятельных родственников? Или не преподнести новый топоним как презент?
Новые поправки и продиктованы желанием прикрыть эту “ярмарку тщеславия”. Что касается названий улиц, площадей, школ, детских садов и других социальных объектов в городах республиканского значения и областных центрах, со следующей недели их будут утверждать только в Республиканской ономастической комиссии.
Именовать впервые или переименовывать районы, улицы, площади, скверы, аэропорты и порты, вокзалы и станции (в том числе метро), физико-географические и другие объекты госсобственности также будет Республиканская ономастическая комиссия. Ей же доверено утверждать уточнения, изменения, названия и присвоение собственных имен государственным учреждениям (юридическим лицам) и организациям с участием государства.
Основным документом, регулирующим процесс, остается Закон “Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан”. Но теперь некоторые его положения и положения ряда других связанных законов будут применять в редакции от 21 января 2013 года.
При смене или выборе названия ономастическая комиссия должна учитывать исторические, географические, природные и культурные особенности. Двух одинаковых названий однородных единиц в пределах одного села, города, района, области следует избегать. Переименование производить не ранее десяти лет со дня наименования, присвоения или изменения действующего имени. Присваивать имена выдающихся людей, имеющих заслуги перед страной и мировым сообществом, можно не ранее пяти лет с момента их кончины.
Ответственность за переименования и наименования отныне делится между властью и гражданами - в зависимости от значения объекта, его административно-территориальной принадлежности и подчинения.
Понятно, что всеми подряд закоулками республиканская комиссия заниматься не будет. Местной власти по-прежнему доверяют решать кое-какие подобные вопросы, а затем выходить с предложениями и обращаться за экспертизой в региональные ономастические комиссии, главным образом, областные. Но любая инициатива по переименованию не может получать развития без учета мнения местного же населения. Что это будет: поквартирный обход, общественные слушания с участием авторитетных представителей или местный референдум, пока, похоже, не знают и в самих акиматах.
Вот эта неопределенность со способом учета общественного мнения, точнее - ее неконкретность, вызывает сомнение в совершенстве нового законодательства по такому болезненному и животрепещущему вопросу. Современной социологией применяется множество способов выяснения общественного мнения. Каждый из них, в зависимости от поставленной задачи, обладает разной степенью достоверности, релевантности и репрезентативности. Но можно ли в таком вопросе, как смена имени улицы, села или города, ограничиться, например, фокус-группой, пусть и состоящей из аксакалов и других избранных? Или для полной объективности нужно получить мнение каждого? Пока закон не дает ясных и однозначных инструкций на этот счет. Или, предположим, какой процент модно принять за достаточный, чтобы инициатива прошла и была взята в разработку ономастической комиссией? Ответа на этот вопрос ни поправки, ни закон не содержат. А если так, то не исключены манипуляции, лоббирование, другие способы провести нужное кому-то решение. Хотелось бы получить разъяснения на этот счет и от компетентных в вопросе представителей акиматов, и от экспертов ономастических комиссий.
Пока же известно, что, например, в Алматы в ближайшее время займутся переименованиями повторяющихся названий улиц. Они появились вместе с присоединившимися к южной столице областными территориями. Дублируются названия 165 улиц. Поэтому акиматам вскоре предстоит разобраться, как в рамках закона будет выглядеть этот процесс.
К слову, по поводу удаления с карты города двойных названий все логично и обоснованно. Но почему, например, в управлении по развитию языков, архивов и документации Алматы ставят под сомнение возможность сохранения доставшихся от прежней эпохи названий, вроде таких, как Комсомол, Пионер, Коммунар и других? Их, говорят в управлении, около пятидесяти. И они, следует заметить, не повторяются! Их алматинские повторы были стерты с новых городских карт ранее. В администрации Алматы считают, что упомянутые названия требуют изменений, поскольку “исторически утеряли свою значимость”. Такое утверждение представляется несколько тенденциозным. И вот почему. Во-первых, историческая роль любой эпохи не теряет с завершением своей значимости. Напротив, она подчас оказывается объективной опорой для последующего исторического периода. Во-вторых, достоверно изучив мнение граждан, местные власти могут и не обнаружить желания населения расставаться с прежним названием. |