|
Алан Байтенов
Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана выступает с новой инициативой - привлечь к строительству дорог на территории нашего государства иностранные компании. Мол, в таком случае и деньги, выделяемые на строительство дорог, будут целее, и спрашивать по всей строгости будет с кого.
Между прочим, в этом есть рациональное зерно, и многие государства мира работают по такому принципу - сами строить дороги не умеют и поэтому нанимают профессионалов
Правда, схема там немного иная - заказали дорогу и оплатили после приемки сумму. Тем самым приглашенные компании работают от начала и до конца самостоятельно. В нашем же случае предлагается такой вариант - наша сторона будет отвечать за всю бумажную и подготовительную работу (читай, распределение средств), потом в результате проведения тендеров определяют подрядчиков и субподрядчиков, которые должны быть именно нашими, а вот следить за реализацией проектов и принимать работу будут уже специалисты зарубежных компаний. Тем самым, считает глава ведомства Аскар Жумагалиев, удастся разбить процессы, за которые сегодня полностью отвечает Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, и добиться лучшего результата.
Для этого, отмечает министр, подготавливается специальный законопроект, принятие которого позволит “залезть” экспертам-нерезидентам в стратегически важную отрасль - строительство дорог. По словам главы ведомства, подобный опыт уже имеется. Например, при строительстве коридора Западная Европа - Западный Китай качество полотна (а главное, подложки) определяли именно зарубежные эксперты, советуя те или иные способы или нормативы строительства. Это дало положительный результат - те участки, что создали при участии зарубежных специалистов, сегодня отвечают всем международным стандартам.
Как отметил Жумагалиев, для того, чтобы заниматься экспертной работой, компания в обязательном порядке должна иметь аккредитацию в FIDIC. На понятном языке - Международная федерация инженеров-консультантов. Эта организация работает с 1913 года (когда была учреждена в Бельгии) и объединяет более 75 национальных ассоциаций независимых инженеров-консультантов по всему миру. В идеале принцип работы примерно такой - “инженер-консультант выступает в роли эксперта, который консультирует заказчика по вопросам реализации проекта, занимается подбором поставщиков и подрядчиков, руководит строительством на площадке и полностью сопровождает проект на всех стадиях строительства вплоть до его приемки заказчиком”, - говорится на сайте компании. В случае с Казахстаном принцип работы, вероятнее всего, будет несколько подкорректирован под наши условия - потребуется исключительно прием проекта. По словам министра Жумагалиева, дороги в рамках проекта строительства глобального транспортного коридора принимались австрийскими, немецкими и корейскими компаниями. По всей видимости, с ними и продолжат отношения по будущим проектам.
То, что примерно таким образом идет строительство качественных магистралей во всем мире - правда. Особенно, если речь идет об СНГ, где практически одинаковая ситуация с распределением средств на дороги и качеством полотна. Так, например, в Украине министр инфраструктуры Борис Колесников (по состоянию на октябрь 2012 года) сообщал, что Украина привлечет иностранную компанию, которая будет отвечать за два главных аспекта - организацию работы на всех этапах строительства и контроль над качеством исполнения работ. Примерно по такому же пути предлагали идти в соседней России. В частности, было предложено (законопроект также в процессе разработки) допустить иностранные компании к строительству дорог на территории федерации. Опять-таки на зарубежные компании должны будут взвалить самое сложное (в смысле то, что у нас не получается) - беспристрастный контроль над строительством и организацию работы на всех этапах строительства.
Однако везде есть скептики, и в нашем случае независимые эксперты начинают цепляться к словам - мол, для того, чтобы иметь право судить, необходима лишь аккредитация в FIDIC. И не исключено, что в будущем отечественные компании, например, даже те, что конкретно являются победителями тендеров, попытаются получить подобную аккредитацию. Конечно, со стороны это будет выглядеть как существенный рост, но в будущем позволит опуститься до прежнего, то есть существующего качества. То есть в конечном итоге будут принимать эти дороги сами у себя... Почему так? А вот, мол, стоимость подряда, например, на строительство трассы республиканского масштаба позволит получить что угодно и у кого угодно... А еще, предполагают те же скептики, пусть даже придут иностранцы, все равно они наймут наших специалистов. Да и сами по себе иностранцы не панацея - Казахстан своими порядками испортит даже святого, особенно если речь идет о деньгах на строительство дорог. Нам же верить в это не хочется, тем более что упоминаются на самом деле серьезная организация, имя и репутация.
Впрочем, при таких объемах инвестиций и специфики строительства дорог (сложность контроля качества в процессе строительства) возможны многие варианты. Поэтому параллельно с принятием по-настоящему интересного способа дальнейшего облагораживания транспортной инфраструктуры республики с привлечением зарубежных специалистов необходимо усугубить статьи кодекса за подобные нарушения и приравнять их к нецелевому использованию государственных средств (не доложили, не так положили, не прошел гарантийный срок), к растрате. И назначить соответствующее наказание. Ведь, как мы знаем, дорожников сейчас не останавливает даже страх лишения лицензии - названия фирм меняются, а вот люди остаются. |