|
Ольга Шишанова, Наталия Цой
Начало этого года можно было бы назвать “болашаковским”. Целых три стипендиата этой президентской программы почти одновременно получили назначение на достаточно высокие государственные посты
Напомним, в апреле Алтая Кульгинова, члена совета ассоциации “Болашак”, назначили акимом областного центра Западно-Казахстанской области - города Уральска. Месяцем ранее, в феврале, должность заместителя акима по вопросам индустриализации в Южно-Казахстанской области получил его “однокашник” Сапарбек Туякбаев. Заместителем акима Павлодарской области по социальным вопросам стал один из первых выпускников стипендии “Болашак” Арын Орсариев.
Ну что же, достойное применение знаний, полученных за рубежом. Вот только такие назначенцы - скорее исключение из сложившихся правил. Феномены. Как показывает практика, чаще всего “болашаковцы” оказываются невостребованными в своей стране.
Каким образом получилось, что, по сути, правильная программа оказалась нерабочей? Почему обучение по президентской программе не является гарантией успешного трудоустройства на родине, хотя государство тратило и тратит на это немалые средства? Например, в среднем, курс обучения в магистратуре британского вуза, по словам выпускников, составляет 13 тысяч фунтов, а ежемесячная стипендия доходит и до (!!!) двух тысяч долларов. Кстати, согласно договору, по окончании учебы стипендиат должен отработать по специальности на родине в течение пяти лет. В противном случае он обязан вернуть деньги, затраченные на его обучение.
Что же получается на самом деле? Вернувшись домой, полные радужных надежд и грандиозных планов вчерашние выпускники Гарварда или Оксфорда вдруг обнаруживают, что, по большому счету, до них никому нет дела. При этом “болашаковцы”, по их словам, не претендуют на то, чтобы изначально хватать звезды с небес. Нет, они просто рассчитывают на работу по своей специальности и с достойной зарплатой.
Работодатели, в свою очередь, отмечают, что еще лет пять-семь назад эти выпускники были бы нарасхват с их образованием и знанием английского языка. Но сейчас рынок, по их мнению, в этом плане перенасыщен - обучение за рубежом стало для казахстанцев более доступным. Странный феномен, надо сказать. Получается, что, с одной стороны, эта самая доступность дает гораздо больше возможностей, с другой - парадоксальным образом обесценивает специалистов с иностранным дипломом.
Есть еще одна причина, по которой вчерашних студентов, гордящихся своей принадлежностью к когорте “Болашак”, не торопятся брать на работу даже те работодатели, которые нуждаются в таких специалистах. Это из-за опыта работы, которого у “болашаковцев” попросту нет, хотя одним из условий договора получения образования за рубежом является наличие хотя бы года трудовой деятельности.
А ведь за рубежом совсем другое дело. Там студенты могут работать по специальности уже во время учебы, что значительно упрощает процесс трудоустройства в дальнейшем. В той же Англии, где учится едва ли не львиная доля “болашаковцев”, вопрос с трудоустройством выпускников решается на государственном уровне. Там уже на первом-втором курсах студенты проходят стажировку на профильных предприятиях, где знакомятся со своим будущим производством.
Что касается казахстанских студентов, то у них такой возможности пока нет. Вот и получается, что работа переводчиком или другие предложения с зарплатой в 40 тысяч тенге - это не их уровень ни в плане роста карьеры, ни заработной платы.
Правда, вернувшимся магистрам разрешили трудоустраиваться и в негосударственные организации, но с обязательной выплатой в бюджет всех средств, затраченных на обучение. Достаточно посмотреть на цифры, чтобы понять, что за 20 лет ситуация практически не изменилась. Так, сегодня в государственном секторе работают свыше 20 процентов всех выпускников, в национальных компаниях и компаниях с государственным участием - 21 процент, в частных компаниях - 55 процентов, в международных организациях и НПО - четыре процента.
Исходя из сложившейся ситуации, невольно приходишь к выводу, что пришла пора радикальных перемен. Необходимо вводить практику обязательного договора по трудоустройству, который гарантировал бы, что по возвращении на родину стипендиат будет обеспечен работой и сможет вернуть деньги, потраченные на его обучение. Или же отправлять на учебу, что называется, “по заказу” работодателя.
Но, судя по тому, как главы министерств до сих пор констатируют отсутствие и текучесть кадров, например, в том же Минздраве, которое, к слову сказать, не жалеет сил и средств на обучение своих специалистов, задаешься вопросом - стоит ли овчинка выделки по нынешним временам, несмотря на очевидные премущества программы “Болашак” перед обычным обучением за рубежом, межвузовским обменом и даже обучением на базе Академии госслужбы?
Справка “НП”
Программа “Болашак” основана главой государства в 1993 году. С тех пор, за 20 лет, присуждено 9250 стипендий, выпуск составил 5714 человек, кроме того, еще 2796 стипендиатов проходят сегодня обучение в 33 странах мира.
Одна из проблем программы “Болашак” - невозвращенцы. В начале 90-х годов прошлого века Запад казался раем и многие неокрепшие души казахстанских студентов, попав в него однажды, никак не хотели возвращаться на родину. Государство было вынуждено ужесточить условия отбора претендентов, которые за время существования программы “Болашак” изменялись четырежды - в 1997, 2000, 2009 и в 2011 годах.
Однако даже сейчас, как говорят сами стипендиаты, почти 50 процентов из “болашаковцев” по окончании учебы получают выгодные предложения от зарубежных фирм и компаний, университетов и международных организаций. |