|
Ольга Шишанова
Как оказалось, геологическая отрасль республики до сих пор не в состоянии решить многочисленные проблемы, которые распространяются как на ее минерально-сырьевые ресурсы и законодательно-нормативную базу, так и отраслевую инфраструктуру и кадровую политику. Более того, Казахстану может грозить едва ли не полная зависимость от иностранных консультантов и геологических служб
Между тем активизация реформирования геологической отрасли страны формально началась лишь с апреля 2011 года, когда на расширенном совещании правительства глава государства заявил о необходимости возрождения геологической отрасли для расширения минерально-сырьевой базы экономики.
“Сейчас Казахстан практически не проводит собственную геологоразведку. Что, где, как разведывается, мы не знаем, это иностранные компании делают, зарубежные специалисты. И какие данные нам предоставляют, мы достоверность их не проверяем... Мы пока используем то, что когда-то открыли старшие поколения. Казахстанская земля и ее недра абсолютно не исследованы”, - подчеркнул в тот раз президент, отметив, что “в настоящее время осваивается лишь очень небольшая часть ресурсов Казахстана”.
А ведь когда-то профессия геолога считалась самой романтичной. Сегодня же мало кто из современной молодежи имеет о ней реальное представление, чему в немалой степени способствует то, что из перечня специальностей многих технических вузов геология уже давно исключена. Да и там, где подготовку для этой отрасли еще сохранили, - в Казахском национальном техническом университете имени К. Сатпаева, КарГТУ и в Семипалатинском геологоразведочном колледже - конкурс среди абитуриентов не так уж высок. Как считают в департаменте недропользования АО НГК “Казгеология”, “профессия геолога стала не престижна”.
Картину дополняют устаревшие технологии, отработанные, известные еще с советских времен месторождения с доступной глубиной залегания, отсутствие научно-исследовательских лабораторий, соответствующих мировым стандартам, - к слову, этот момент, а точнее, его отсутствие, очень важен для привлечения иностранных инвестиций в отрасль, и “неизвестное точное количество действующих сегодня месторождений - то ли пять, то ли семь тысяч”, говорят в департаменте.
О геологоразведке все чаще вспоминают и депутаты, которые пытаются обозначить конкретные причины происходящего - “отсутствие необходимого финансирования, кадровый голод, отсутствие аналитических обобщений по проблемам геологии и состоянию минерально-ресурсной базы по видам сырья, сложный законодательный механизм недропользования”.
Проблема усугубляется тем, что экономика сегодняшнего Казахстана, как известно, напрямую зависит от реализации углеводородов и других полезных ископаемых.
Однако, согласно официальным статданным, за последние девять лет на геологоразведку твердых полезных ископаемых затратили всего около трех миллиардов тенге. Как говорят специалисты, этой суммы недостаточно даже для проведения изыскательских работ на территории одного района.
Неслучайно состояние дел в отрасли, периодически обостряясь, вызывает неподдельную тревогу. Хотя, с другой стороны, проблемы геологии вроде бы и не выпадают из поля зрения правительства - проходят заседания, проводят выездные региональные совещания, в наличии даже Концепция развития геологической отрасли до 2030 года, создали национальную геологоразведочную компанию “Казгеология”.
Несмотря на это, по мнению специалистов, “в Казахстане из года в год уменьшается количество открываемых месторождений, и без государственной поддержки закрываются геологические, геофизические научно-исследовательские организации”.
При этом, по словам и.о. председателя правления АО НГК “Казгеология” Галыма Нуржанова, затраты Казахстана в геологоразведке составляют сегодня около трех долларов на квадратный километр. Для сравнения: в США - 87 долларов, в Китае - 45, России - 25, Австралии - 167, в Канаде - 230 долларов на квадратный километр.
Возможным выходом, пожалуй, могла бы стать разработка программы минерально-сырьевого комплекса на 2015-2019 годы, о чем в ходе круглого стола по обсуждению развития геологии, состоявшегося в столице на прошлой неделе, рассказал председатель комитета геологии и недропользования Базарбай Нурабаев.
А также создание Центра геологических исследований республики, поскольку “прежде чем говорить о технологиях, нужно упомянуть о необходимости развития фундаментальной научной базы”.
Астана |