|
Кредит - рука помощи, дрожащая от нетерпения
Истина в процентах
Факт, который в последние месяцы циркулировал в обществе в виде слуха, наконец-то нашел свое подтверждение. 35 процентов кредитов, выданных казахстанскими банками, являются “неработающими”. Иными словами - проблемными или еще точнее - невозвратными.
Об этом сообщил журнал Euromoney. Любопытен заголовок материала в журнале: “Казахстан начинает все серьезнее относиться к плохим займам”. А беседуют авторы журнала с нашим финансовым гуру - Григорием Александровичем Марченко, который данную озабоченность Казахстана признал и подчеркнул.
До сих пор цифра 35 процентов в официальных заявлениях не фигурировала. О ней лишь говорили, что называется, в кулуарах, на кухнях и в ресторанах, но вот и официальное подтверждение. Правда, без должного комментария. А комментарии, как и следует ожидать, вновь покатятся по кулуарам, кухням и ресторанам.
И уже катятся. Уже называются банки и цифры. До 70 процентов “невозвратов”. Во всяком случае, ниже 30 никто, похоже, из наших славных банков, составляющих по словам того же Григория Александровича “лучшую банковскую систему СНГ”, не опустился.
На фоне произошедшего в последние недели кипрского банковского коллапса наши опасения, которые мы неоднократно излагали, обретают все более зримые формы. Каждый месяц количество проблемных кредитов в наших банках увеличивалось в среднем на 2,5 процента. Об этом писали и говорили, но вот озабоченности наши финансовые гуру никакой особенной не высказывали. Теперь высказали. И что?
Что толку от того, что, к примеру, о химере банка БТА казахстанские газеты писали аж в июле 2008 года, а коллапс банка прогремел в феврале 2009-го? И правительству пришлось его спасать с помощью бюджетных вливаний. Какие же меры ныне предпримут гуру в связи с тем, что теперь уже и умалчивать о более чем серьезной проблеме просто нельзя? Скорее всего, будут настаивать на “докапитализации банков”, то есть на новом вливании в них бюджетных средств. Иных ведь методов спасения финансовой системы они, как видится, не знают.
Между тем что же означает эта тревожная цифра в 35 процентов? Означает очень даже разные вещи, имеющие место в нашем обществе. И разные процессы, в этом обществе происходящие. Например, есть немалая уже когорта почти профессиональных “невозвращенцев”, то есть людей, буквально специализирующихся на обмане банков разнообразными способами. В сети можно даже найти соответствующие руководства по этому “благому” делу, рассказы, инструкции, многочисленные комментарии.
Есть и такой фактор, как обман “своего же” банка собственным персоналом, когда, например, залоговое имущество вдруг становится собственностью родственников банковских служащих, а банк от этого и государство не получают ни шиша - ни сумм возмещения за невозвратный кредит, ни налогов. Это явление, по словам финполицейских, очень даже распространено.
А есть и просто наша экономическая неустроенность. Когда вся экономика основана на нефтяном иждивенчестве и главным деловым успехом считается встраивание именно в эту нефтяную “струю”, а вот реальное производство или инновации - это дело хлопотное и почти неперспективное.
И, наконец, уровень доходов и расходов нашего населения. По официальной статистике, все как-то более-менее нормально. Даже безработица у нас не больше 6 процентов. А вот по тем же слухам и неофициальным прикидкам - раза в три больше. И по остальным показателям разница очень даже большая.
Но дождемся очередного интервью Григория Александровича какому-нибудь заморскому изданию. А то ведь слухами да домыслами питаться - до его интервью, - это как-то несолидно. А вот после интервью... рождается правда. А то и истина. И появляется некоторая гордость: мы-то, оказывается, это уже знали. И Григорий Александрович знал. Да не говорил до поры. А вот сказал - и всем полегчало. |