|
Ольга Шишанова
Агропромышленный комплекс республики остро нуждается в научных технологиях и инновациях. Причем эта проблема носит хронический ежегодный характер, периодически обостряясь накануне посевной и уборочной работ
После развала СССР Казахстан унаследовал развитую сеть научных учреждений и базу фундаментальной науки. Так, до 1991 года на территории республики насчитывалось 279 научных учреждений, включая НИИ и вузы союзного подчинения, а по насыщенности кадровыми ресурсами Казахстан в то время был близок к странам - лидерам мировой науки, входя в четверку лучших среди союзных республик.
Сегодня даже Закон о науке, принятый в 2011 году в своей третьей редакции (первая - в 1992-м, вторая - в 2001 году), пока мало способствует восстановлению успехов прошлого в этом секторе, несмотря на солидное финансирование, которое возрастает из года в год. Например, по итогам прошлого года оно составило почти 18 миллиардов тенге, в то время как на научные изыскания в агросекторе отдельно выделили около 10 миллиардов.
Одной из причин сложившейся ситуации ректор Казахского агротехнического университета имени С.Сейфуллина профессор
Ахылбек Куришбаев называет отсутствие “должной интеграции между аграрными вузами и НИИ”.
По его словам, ученые научно-исследовательских учреждений “в основном занимаются только научными исследованиями, а вузовские ученые - преимущественно преподавательской деятельностью”, причем каждый из них работает изолированно друг от друга. Что не могло не сказаться на сфере практического освоения научных достижений, которая “по сей день продолжает оставаться сложной, не способной эффективно превращать научные результаты в реальные новые продукты и технологии”.
Более того, “ученым от сохи” не удалось в должной мере заинтересовать во вложении средств в научные изыскания даже бизнес и создать для него развитую систему стимулов. Между тем мировой опыт показывает, что наука может быть успешна лишь при условии одновременного финансирования со стороны бизнеса и государства. Бизнесмены - люди прагматичные и рациональные, финансы выделят только на перспективные, с их точки зрения, проекты.
Учитывая, что, согласно оценке европейского и мирового рынка, казахстанский аграрный бизнес сегодня не только обладает достаточными финансовыми ресурсами, но и занимает весомые позиции в таких отраслях сельского хозяйства, как производство зерновых, муки, масличных, рыбной продукции, напрашивается вывод - если бизнес согласится хотя бы на частичное финансирование какого-либо проекта в аграрной сфере, это и станет очевидным сигналом для государства, что проект перспективный, а значит, есть смысл его финансирования.
Пока же импортозависимость инновационных технологий в аграрном секторе республики. Однако какими бы замечательными ни были нововведения других стран - даже максимально приближенных к нашим почвенно-климатическим условиям, - их все равно необходимо адаптировать к местным условиям.
А это снова та же селекционная работа и научные изыскания, только с дополнительными затратами, замечает Куришбаев. Вследствие чего “казахстанские сельхозтоваропроизводители несут потери, поскольку аграрному сектору катастрофически не хватает адаптированных засухоустойчивых сортов масличных, бобовых, крупяных и кормовых культур, что является тормозом для диверсификации структуры посевных площадей”.
При этом Ахылбек Куришбаев оправдывает отечественных ученых, взваливая вину на “недофинансирование науки в переходный период”.
В то же время, по мнению вице-министра МСХ РК Муслима Умирьяева, здесь могут быть два пути развития. Во-первых, собственная компетенция или годами накопленный потенциал. Во-вторых - трансферт существующих технологий. Причем эти два пути при правильном использовании могут дополнять друг друга. Проще говоря, “надо взять за основу зарубежную технологию, наложить на нее отечественную и произвести адаптацию”, - говорит Умирьяев.
Однако необходимо учесть, что “такой путь возможен только для определенных технологий, хотя если говорить об агрономии, то у нас почему-то относятся к ней достаточно легко, даже несерьезно”, считает вице-министр.
Наверное, поэтому, по отзывам некоторых экспертов, аграрная наука республики “за годы независимости, кроме рекордных сумм освоения бюджетных средств в Казахстане, ничем особенным в международной науке не отметилась - международные патенты отсутствуют, ученые публикации немногочисленны”.
Зато запросы на 2013-2020 годы измеряются суммой в 185 миллиардов тенге.
Астана |