|
Ботагоз Омар
Айсберги на дорогах, брошенные на трассе машины и одна действующая полоса вместо шести - таковы реалии наших “ярких” проектов в сфере государственно-частного партнерства. Речь идет о том экзамене, который недавно устроила матушка-зима на трассе Астана - Щучинск - Боровое. На первый взгляд кажется, что причинами всех “дорожных” неурядиц стали капризы небесной канцелярии (мол, суровые отголоски резкоконтинентального климата). Но если учесть, что каждый километр автобана обошелся в 3-4 миллиона долларов, а проект, запущенный пять лет назад, по сути, оказался бесхозным, остается много риторических вопросов
Напомним, автобан, ведущий к “казахстанской Швейцарии”, стал едва ли не самым первым концессионным проектом в сфере дорожного строительства, введенным в нашей стране после того, как ряд министерств смогли пробить законодательную почву под модные тогда слова “государственно-частное партнерство” и “концессии”. Осенью 2008 года шестиполосный автобан Астана - Щучинск открылся при участии главы государства.
Озвучивая тогда стоимость “детища” ГЧП, топ-менеджеры утверждали, что огромные суммы, потраченные на строительство проекта, не должны смущать: теперь такие махины будут передавать в управление частным инвесторам, а государство будет компенсировать расходы частных компаний на протяжении десятков лет, что отвлечет бюджетные средства на другие социально значимые проекты. Причем, как утверждали тогда чиновники высокого ранга, компания-застройщик предоставляет гарантию на 20-25 лет, а потому государство не будет ни в буквальном, ни в переносном смысле “латать дыры” на этом участке.
Минтранском еще пять лет назад предполагал на концессионной основе передать проект инвестору с предоставлением права сбора платежей за проезд, из которых часть средств направляли бы на организацию содержания и эксплуатации дороги. Но планы эти не реализовали до сих пор, в то время как в целом на строительство автобана потратили 115 миллиардов тенге.
Несмотря на такую дороговизну, инициаторы проекта красиво описывали свои дальнейшие планы по превращению обычной казахстанской дороги в “дорогу, которая приведет страну в число конкурентоспособных стран мира”. Для безаварийной работы автобана здесь планировали внедрить интеллектуальную транспортную систему ITS, которая на протяжении всего автобана должна предусматривать видеонаблюдение, контроль за скоростным режимом и весовыми параметрами движущегося транспорта, аварийный вызов связи и оповещение участников движения о дорожных и метеорологических условиях.
Однако спустя пять лет проект, который до сих пор не реализовали в полной мере, споткнулся о банальные снежные заторы. Об умных дорогах теперь и говорить не приходится: Министерству транспорта и коммуникаций достаточно ответить лишь на вопросы, когда проект будет снабжен в полной мере снегоуборочной техникой.
По словам главы Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Замира Сагинова, в этом году причиной “непролазных” сугробов на этом автобане стали нехватка техники и большой объем снега. “Объем осадков был в три раза больше нормы, и поэтому на месте пришлось ограничить движение. Привлекли технику из шести областей страны, так как у “Казавтожола” ее недостаточно. Организация обеспечена только 30 процентами техники, она занимается движением этой трассы”, - отметил он вчера в ходе правительственного часа.
Напомним, критическая ситуация на трассе Астана - Боровое сложилась в те дни, когда вся страна праздновала Международный женский день. Тогда большое количество автомобилей с людьми (включая детей), выехавших на праздничные дни, попали в трехдневную пробку. Проблема в том, что все праздничные дни дорогу не расчищали. Тогда у некоторых водителей закончился бензин, привлекли силы спасателей.
По мнению депутата Жексенбая Дуйсебаева, когда вопрос введения платы за проезд по этой дороге решат, вопрос очистки должен решаться бесперебойно.
Между тем сроки введения платности проезда по “курортному” автобану переносили уже несколько раз. Как мы уже писали в материале “Тариф курортный” от 11 января 2011 года, впервые о нем в Минтранскоме заявили еще в конце 2010 года. Вначале говорили, что “счетчики километража” заработают на трассе до конца 2011 года. В 2012 году называли уже точный месяц введения платности и озвучивали тарифы для легковых и крупногабаритных автомашин. Но прошел уже первый квартал 2013 года, а воз и ныне там.
Конечно, для нас, простых пользователей, оно и к лучшему, что мы дольше будем пользоваться бесплатной дорогой. Но учитывая, что от эффективности этого проекта зависит реализация множества других (список “умных” дорог озвучивался Минтранскомом еще в далеком 2005 году, но большинство так и остались на бумаге), концентрация большого объема денежных средств в одном направлении отвлекает их от других трасс, в которых из-за низкого качества дорожного покрытия ежегодно гибнут тысячи людей, что несравнимо ни с какими материальными ценностями. А если учесть, каков износ автотранспортных средств, которые колесят по неровным дорогам, то суммы эти будут исчисляться миллиардами.
Астана |