|
Юлиана Жихорь
Зола проблем
Балхашская тепловая электростанция чуть не стала камнем раздора между правительством и сенаторами. Последние обвинили некоторых министров в равнодушии и недобросовестности, “давили” на неэкологичность проекта ТЭС, призывали спросить мнение народа: нужна ли угольная ТЭС на уникальном озере. Но в конце концов парламентарии остались в рамках проверенной политики - “колебания с генеральной линией партии”
Процесс обсуждения в парламенте ратификации Соглашения по строительству Балхашской ТЭС между Казахстаном и Кореей стал для правительства одним из самых болезненных за последнее время. Претензий к Кабмину в части “защиты интересов Казахстана” поступало немало как в мажилисе, так и в сенате.
В первую очередь, речь шла о весьма сомнительной экологичности проекта.
Сенатор
Гани Касымов заявил, что “в части профессиональной подготовки (соглашения. -
“НП”) не только спустя рукава, а вообще негодным методом осуществляется эта идея (строительства Балхашской ТЭС. -
“НП”)”. “Вы говорите, что там будут заложены особые требования, новейшие технологии. Но мы вам не верим. На все вопросы депутатов никто из ваших специалистов четко и ясно не дал ответ”, - считает он. По мнению депутата, на столь уникальном озере, как Балхаш надо развивать туризм, а не энергетику. Особенно если речь идет о работе станции на экибастузском угле: “его зольность - одна из самых высоких в мире - 42 процента, тогда как в современной мировой практике допустимая зольность для новых станций - 10-11 процентов”.
|
“...За один год отходы составлять будут более 2 миллионов тонн. Два миллиона тонн отходов! На одно маленькое озеро!” |
“К этой станции вы будете подвозить уголь открытым способом, в открытых вагонах, другой технологии нет. Четыре миллиона тонн в год будете завозить. В месяц получается 333,3 тысячи тонн. В день 11,1 тысячи тонн. Проще говоря, по тем нормам, которые сейчас на железной дороге существуют, вы будете 186 вагонов гнать каждые сутки - по 60 тонн. Это получается в среднем 15 эшелонов в день надо доставить и сжечь. За один год отходы составлять будут более 2 миллионов тонн. Два миллиона тонн отходов! На одно маленькое озеро!” - возмущен математикой соглашения депутат.
Первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау долго пытался внушить сенаторам, что инновации на ТЭС будут иметь место: “Что касается воздействия на окружающую среду, были учтены замечания с тем, чтобы нормы на выбросы, которые сегодня действуют в Казахстане, были в разы снижены и заложены европейские нормы”.
Тогда депутаты нашли другой минус: складирование золоотвалов в опасной близости к озеру - в 20 километрах от берега.
“Для вашего сведения, - поучал вице-министра сенатор
Ерлан Нигматулин, - при 10-12-зольности менее 50 километров не строят во всем мире”. К тому же, недоумевают депутаты, проектом предусмотрено строительство вокруг станции пяти заводов по переработке золы стоимостью один миллиард. “Тогда зачем вы полигоны предусматриваете? - вопрошали они. - Самое страшное в этих полигонах - что лежит на поверхности пыль. Она до 70 километров свободно летит”.
“Что касается утилизации золы, - отрезал Рау, - понятно, что мы столько миллионов тонн полностью не переработаем, поэтому в ТЭО оговорено, какая часть будет переработана на заводах, а какая часть будет утилизироваться. Что касается расстояния, я думаю, экологическое ведомство не даст нарушить никакие нормы”.
Впрочем, к экологическому ведомству у депутатов оказались свои счеты. Светлана Жалмагамбетова обвинила Минохраны окружающей среды в полном бездействии и профанации. Мол, страна идет к “зеленой” экономике, президент наделил МООС обязанностью решать проблемы внедрения новых технологий, а оно... “Это его (МООС. -
“НП”) задача - не допустить строительства в Казахстане экологически опасных предприятий. Если оно безопасно - ему надо было четко сказать сегодня: “До разработки проекта мы посмотрели со всех сторон, это действительно экологически безопасное производство, мы согласны”. А сегодня он (министр МООС. -
“НП”) говорит: “Да нет, это не наша задача, это задача МИНТ и так далее”. Как можно открещиваться министру экологии от этих вопросов? Это ваша задача! Вы в правительстве сидите для того, чтобы выполнять поручения президента, строить предприятия экологически чистые. И сегодня вы должны были отвечать вместе с Рау на все эти вопросы. Оказывается, проект идет, а вы ни при чем. Я думаю, что надо сделать в проекте замечание, что ли, министру экологии за его равнодушное отношение к этим проблемам”.
Депутаты задали еще массу неудобных вопросов. Например, “какая необходимость строить 1,3 миллиона МВт на регион, производство в котором сейчас сокращается - крупных промышленных предприятий не будет, и почему не использовать возможности Жамбылской ГРЭС?”. Представитель МИНТ предпочел закрыть глаза на вопрос первый, зато по второму долго рассуждал о необходимости модернизации станции. Идея модернизировать станцию, переведя ее, например, на газ, в голову чиновников приходила, но цена отпугнула. Хотя, с другой стороны, если бы в Кабмине захотели, они могли бы найти инвесторов на аналогичный балхашскому проект ГЧП (там будет задействована схема строительство - эксплуатация - передача). Но то ли желания не появилось, то ли Балхаш еще с советских времен уж больно привлекателен, но про идею найти инвестора на Жамбылскую ГРЭС речи пока и не шло. Хотя, как заявил Рау, “на наш взгляд, все-таки нужна реконструкция - в виде парогазовой установки, когда придет газ Бейнеу - Бозой в достаточном количестве, и с тем, чтобы повысить КПД”. Но когда правительство перестанет думать и начнет действовать, вице-министр МИНТ так и не сообщил.
В итоге, после долгих споров и обвинений в адрес Кабмина, сенаторы все же ратифицировали соглашение. Без единого “против” и с тремя воздержавшимися. Все-таки указание сверху на предмет “надо” - великий двигатель прогресса.
Астана |