|
Юлиана Жихорь
На днях представители бизнес-сообщества от строительной отрасли жаловались друг другу на действия властей. Уж больно, говорили они, зажимают несчастных бизнесменов. А те в отместку постоянно повышают собственную маржу от реализации госзаказа
На расширенном заседании бюро президиума национальной экономической палаты “Союз “Атамекен” речь шла о разрешительных процедурах, которые в нашей стране ежегодно десятками сокращают. Но, как это обычно бывает, доходное место пустым не бывает. А потому на место разрешительных процедур, отмененных законом, приходят ведомственные правила. Так, например, на уровне закона госзакупки сделали электронными, а на уровне правил банковскую гарантию вынуждают приносить исключительно в бумажном варианте. Бизнесменам, жаловались члены “Атамекена”, приходится за сотни километров возить эту бумажку.
“С 1 января 2013 года разрешение на строительство объектов переведено на уведомительный порядок, который должен состоять в уведомлении органа ГАСКа о начале определенных действий и отсутствии каких-либо выдаваемых разрешительных документов. Однако на практике уведомительный порядок остался формальным, так как для фактического начала строительства объекта в органах ГАСКа необходимо получить специальный талон, который фактически заменяет разрешение на строительство объекта. То есть, хотя законом отменено разрешение на строительство, а на подзаконном уровне (Правила приема уведомлений в государственных органах) придумали новый разрешительный документ в виде талона”, - возмущался председатель совета директоров Ассоциации строителей Восточного Казахстана Игорь Шацкий.
И вообще, количество разрешительных процедур хоть и сокращается, все еще зашкаливает за пределы разумного. Это мнение - результат проведенного анализа количества и качества таких процедур (проект реализовали в ВКО). Проверив 194 разрешительные процедуры атамекеновцы выяснили, что 29 из них осуществляются областными управлениями, 35 - акиматами городов и районов и 130 - территориальными подразделениями центральных исполнительных органов. При этом, как говорят представители бизнеса, из 246 процедур лишь 53 затрагивают интересы социальной сферы, все остальные мешают предпринимателям.
“Последние десять лет, наверное, говорим, что нужно сокращать лицензируемые виды деятельности, облегчать работу предпринимательства, и, тем не менее, барьеры растут, - заметила странность “облегчения работы” депутат мажилиса Дарига Назарбаева. - Поэтому в стране должны приниматься законы прямого действия, где четко должны быть обозначены правила, одинаковые для всех”.
Еще одна проблема, которой недовольны строители, - чрезмерно затянутое и чересчур дорогостоящее согласование проектов на всех стадиях реализации: начиная от проектирования и заканчивая госприемкой объектов. “На согласование проекта со всеми государственными органами, а также экспертизу проекта на практике уходит от 4 до 10 месяцев”, - сообщил Шацкий. Добавив, что стоимость разного рода заключений и документов порой достигает 800 тысяч тенге: “При этом по большей части согласование носит формальный характер”. По мнению представителей “Атамекена”, пора отменить согласование на стадии проекта со стороны всех государственных органов. “А заодно Ассоциация строителей внесла предложение предоставлять предпринимателям земельные участки, уже подготовленные и согласованные местными исполнительными органами со всеми заинтересованными государственными органами. По их мнению, это исключит хаотичность застройки населенных пунктов, позволит “снизить временные и финансовые затраты для бизнеса, а также сведет к минимуму коррупционные проявления при получении предпринимателями земельных участков”.
Впрочем, к госприемке у бизнесменов тоже немало вопросов. По словам представителей бизнес-сообщества, происходит излишнее усложнение этой процедуры на уровне подзаконных нормативно-правовых актов и из-за перестраховочных действий государственных органов. “На сегодняшний день процедура рабочей комиссии не упрощается, а фактически приравнивается к государственной приемочной комиссии. Для проведения рабочей комиссии достаточно участия заказчика, подрядчика и службы технического надзора, однако на практике в акт рабочей комиссии включены все государственные органы (СЭС, ЧС и т.д.), которые потом участвуют еще и в государственной приемочной комиссии. Возникает вопрос - зачем?”
Впрочем, у государства тоже масса вопросов к строителям. Например, по цене услуг строительства. Первый вице-премьер - министр регионального развития РК Бакытжан Сагинтаев рассказал, что после оптимизации стоимость строительства школы на 1200 мест снизилась на 49 процентов. Причем, заметил Сагинтаев, речь не идет об оптимизации “лишних” кабинетов или о выборе более дешевых стройматериалов. Госмужи лишь изменили схему подсчета трудозатрат. Мол, сейчас строители считают, например, установку входной двери по советским нормам (там для установки требовалось семь действий строителя: закрутить гайки, прибить гвозди и т.д.), сейчас же, по современным стандартам, таких действий всего два. И вот за счет этого себестоимость строительства и понижается, намекнул вице-премьер на раздутость стройбюджетов.
Однако в “Атамекене” считают, что подобная разноголосица цифр - результат обычной разницы подходов, закрепленной, впрочем, в отечественном законодательстве. А чтобы ее принять, объявили, что в структуре Национальной палаты предпринимателей, которую создадут до конца текущего года (членство в ней предпринимателей будет обязательным), будут отраслевые комитеты. “Одним из важных приоритетов будет комитет по строительству, где строительные бизнес-ассоциации и крупные предприятия будут обсуждать проблемы строительной отрасли, выкристаллизовывать свои предложения и выносить их на обсуждение в правительство”,- заявил председатель президиума палаты Тимур Кулибаев.
Астана |