Ботагоз Омар
Несмотря на то, что, по заявлению министров, курирующих вопросы развития электронного правительства, в нашей стране в этом направлении каждый год отмечают существенные подвижки, пользователям услуг хочется, чтобы “чудеса” с документооборотом внедряли еще более ускоренно. Аналогично настроен и премьер, который на недавнем заседании правительства пожурил своих подчиненных в длительной раскачке и намеренном занижении целевых показателей, которых, по его мнению, достигнут гораздо раньше предполагаемого срока
По мнению главы Кабмина Серика Ахметова, в программах развития электронного правительства и обучения населения навыкам владения компьютером имеются существенные нестыковки. Если Минтранском хочет уже в этом году перевести все социально-значимые государственные услуги в электронный формат (подчеркнем, стопроцентно), то лишь к 2020 году 80 процентов населения Казахстана обучат компьютерной грамотности.
Указав на разрыв между двумя этими направлениями развития e-gov в Казахстане, он поручил Министерству транспорта и коммуникаций и Министерству образования и науки работать более скоординированно. “Вы берете очень низкие показатели - лишь к 2020 году достигнуть 80 процентов компьютерной грамотности населения”, - упрекнул премьер главу Минтранскома Аскара Жумагалиева, на что получил ответ, что работу по этому вопросу ускорят и 80-процентного уровня образованности достигнут непременно досрочно.
Поэтому неудивительно, что обучать будут теперь всех и вся (наверное, вне зависимости от того, знакомы люди с техникой или нет). “Мы предусматриваем обучение в школах, госорганах, нацкомпаниях. Планы есть. Я их представлю в правительство для согласования”, - отметил министр.
Между тем свои прямые функции ведомство выполняет весьма успешно. Ведь для того, чтобы перевести все социально значимые государственные услуги в электронный формат, предстоит до конца года поработать над электронным оформлением 31 услуги. Причем этот шаг позволит исключить необходимость предоставления населением и представителями бизнеса более 40 миллионов (!) документов в бумажном виде.
Одновременно с этим премьер поручил уточнить сроки введения специализированных ЦОНов в регионах, ведь без этого шага намерение властей представляется весьма и весьма расплывчатым. Тем более, что Министерство внутренних дел и Минтранском предоставляют разные сроки введения в эксплуатацию специализированных центров обслуживания населения. Так, по данным МВД, в 2013 году завершится строительство еще двух центров - в Актау и Астане, а оставшиеся введут в эксплуатацию в 2014 году. По данным Минтранскома, шесть ЦОНов должны ввести в эксплуатацию в 2013 году - в городах Актау, Кызылорде, Петропавловске, Астане, Павлодаре, Талдыкоргане. А восемь оставшихся планируют построить в 2014 году.
“Поручаю министру транспорта и коммуникаций и министру внутренних дел разобраться по каждому областному центру. Внести предложения в течение недели, какие спецЦОНы у нас построят в 2013 и 2014 годах. 2014-й - это последний год. Определитесь с финансированием: будет ли это из местного бюджета, республиканского или софинансирование. Контроль - за министром регионального развития Бакытжаном Сагинтаевым. Через неделю представьте конкретную информацию”, - поручил Серик Ахметов.
Добавим при этом, что в уже запущенных спецЦОНах в Караганде и Алматы на текущий момент выдали 10 272 технических паспорта и 2465 водительских удостоверений, сняли с учета 7969 автотранспортных средств.
Если же говорить в целом об электронном правительстве, то в прошлом году через центры обслуживания населения оказали 15 миллионов услуг, что больше на 31 процент по сравнению с 2011 годом. Через “электронное правительство”, непосредственно через портал, оказали 10,7 миллиона услуг (на 28 процентов больше, чем в 2011 году). В результате эксперты ООН присудили нашей стране 38-е место в мире по развитию системы “электронного правительства”. В этом направлении мы наравне с Сингапуром, а по онлайн-услугам и того выше - на 14-м месте.
Астана |