|
Ботагоз Омар
Битва с бюрократией в сфере разрешительных процедур для бизнесменов напоминает борьбу со Змеем Горынычем - государство вводит отмену разрешительных документов, лихо отчитывается перед президентом страны, а потом все возвращается на круги своя, и отмененная процедура... незаметно возвращается. Все дело в том, что государственные органы не хотят расставаться со своими регуляторными функциями, под любыми предлогами возвращаясь к ним снова и снова
Это только в лихих отчетах глав министерств, ведомств, институтов развития все выглядит красиво и в “розовых очках”. Итак, по официальным данным, в 2009 году в нашей стране в общей сложности насчитывалось более одной тысячи различных разрешений, в том числе 504 лицензии и 500 других видов разрешительных процедур по сертификации, аккредитации, аттестации и различным согласованиям. Почти 35 процентов, или 348 разрешительных процедур на законодательном уровне отменили. А до этого провели работу по сокращению сроков рассмотрения заявлений при получении разрешений на строительство почти в 3 раза (с 211 до 81 дня), а сроки рассмотрения технических условий на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения сократили почти в 4 раза (с 30 до 8 дней).
Но не все так просто и гладко, как кажется на первый взгляд. Как заявил на недавнем заседании Кабмина первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев, в 2011-2012 годы в стране выявили 1400 разрешений. То есть, сопоставляя с вышеприведенными данными, их стало даже больше, чем в 2009 году, несмотря на то, что парламент все эти годы совместно с правительством рассматривал законопроекты, направленные на сокращение документооборота.
“В ходе работы мы видим, что государственные органы не совсем охотно хотят расставаться со своими регуляторными функциями”, - отметил Сагинтаев, обращаясь к премьеру. “Многие государственные органы после того, как их уже они (разрешительные процедуры. -
“НП”) сократили даже законодательно, через год обратно инициируют, чтобы восстановить их. То есть через другие законы вставляют, и такие попытки были, и мы вот сейчас над пресечением этих моментов работаем”, - добавил он.
По его данным, в настоящее время осталось около 800 разрешений (если новые инициативы госорганов снова не увеличат их число). Межведомственная комиссия с начала года уже рассмотрела около 250 разрешений, из которых поступили возражения по 20, то есть по 230 возражений не было. Экспертная группа, в которую входят в основном люди, которые работают в бизнес-сообществе, смогла доказать, что их надо убрать. Вот когда идет спор по этим 20, и уже до смешного доходит. Например, представитель одного госоргана, который вообще в мирной сфере работает, говорит: “Если вы меня с разрешительного переведете на уведомительный, то угроза терроризма в стране увеличится резко”. “Нет других аргументов, уже дошли до этого”, - возмутился первый вице-премьер.
В то же время, по информации вице-министра регионального развития Каирбека Ескенбаева, предыдущие меры по упрощению разрешительных процедур дали нашей стране возможность улучшить свои показатели в мировом рейтинге. Так, в рейтинге Doing Business (проводимом экспертами Всемирного банка) мы находимся на 49-м месте из 183 стран, опережая Турцию, Польшу и страны СНГ. В рейтинге Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) мы заняли 52-е место из 144 стран по показателю “Бремя государственного регулирования”.
Министерство рассчитывает в этом году максимально оптимизировать разрешительную систему страны и внедрить единый перечень всех разрешений для бизнеса. Одновременно с этим в течение двух лет планируют автоматизировать все разрешения. “В качестве системной меры в текущем году разработают проект указа, который будет определять и отражать регуляторную политику государства в отношении бизнеса на долгосрочный период. Это позволит нам упорядочить и регламентировать все регуляторные функции и инструменты, механизмы регулирования и, наконец, оценить их эффективность. Простыми словами, наша цель - определить, насколько регуляторное вмешательство государства отражает интересы и обеспечивает безопасность населения и бизнеса”, - многозначительно отметил вице-министр.
Астана |