|
Ботагоз Омар
Таможенная и налоговая службы, находящиеся под одним “крылом” Минфина, будут теперь более тесно взаимодействовать с недобросовестными бизнесменами, которые стремятся к тому, чтобы занизить стоимость купленного ими товара за пределами страны. Но для таких реформ потребуется внести изменения в Таможенный кодекс в рамках Таможенного союза и передать фискальные полномочия от таможенного органа к налоговому
Главное финансовое ведомство страны намерено дестимулировать намерения участников внешнеэкономической деятельности занижать таможенную стоимость товара. По мнению главы Минфина Болата Жамишева, для этого на уровне закона надо сначала дать определение, что такое коммерческая партия товаров. И на основании этого освобождать от налогообложения тех, кто провез груз, честно отразив в декларациях, что он завезен в целях дальнейшей перепродажи.
“Мы исходим из того, что если кто-то везет коммерческую партию товаров, то цель - уж точно коммерция, а не что-либо иное, и тогда поворачивайся к фискальным органам своим истинным лицом и будь предпринимателем не только при продаже товаров, но и при их ввозе и оформлении. Лицевые счета участников ВЭД передадут Налоговому комитету, что обеспечит некий взаимный контроль не только за движением товаров, но и за работой двух комитетов”, - добавил Болат Жамишев в ходе специальной пресс-конференции.
Как он сообщил несколькими часами ранее проведенной встречи с журналистами, выступая в ходе заседания правительства, предусмотрена возможность подачи консолидированной транзитной декларации с последующим декларированием по месту оформления собственниками грузов. А для этого потребуются изменения в Таможенный кодекс Казахстана, России и Белоруссии и передача фискальных полномочий от Комитета таможенного контроля Налоговому комитету.
“Следует сказать, что основной целью мы ставим превратить фискальное администрирование в непрерывный процесс контроля от ввоза до реализации конечным потребителям при импорте товара и от производства до экспорта при экспорте товаров”, - пояснил министр.
“Передача фискальных функций предполагает передачу функций по взысканию задолженности по таможенным платежам, налогам и пени, а также передачу с лицевых счетов информации по таможенным платежам с дальнейшей передачей самих лицевых счетов налоговым органам. Реформирование налогового и таможенного администрирования предполагает дальнейшее совершенствование системы управления рисками, и эта система будет сквозной как для налоговых, так и для таможенных органов. Так, налоговые органы будут осуществлять передачу в таможенные органы базы данных системы управления рисками Налогового комитета в целях ее применения при таможенном оформлении экспорта и импорта товаров. В свою очередь, таможенные органы будут направлять имеющуюся в их распоряжении информацию в налоговые органы для использования ее при отборе налогоплательщиков на проверку”, - пояснил глава Минфина.
Таким образом, финансовое ведомство страны намерено кардинально поменять подходы, которые в настоящее время используют при оценке рисков, стоимости ввозимых и экспортируемых товаров.
“Что в этой части является проблематичным? Таможенное администрирование выстроено таким образом, чтобы при растаможивании сразу оценить конечную стоимость товара, исходя из которой уплачивается таможенная стоимость. Понятно, что у бизнеса есть желание ее уменьшить, посттаможенное администрирование не может быть эффективным, поскольку это сфера обращения товара внутри страны, а это уже не компетенция таможни, а компетенция налоговиков, и у нас происходит разрыв между таможенным и налоговым администрированием”, - отметил Жамишев. Поэтому государство решило в этом отношении использовать метод “кнута и пряника”, освободив от налогообложения игроков, которые действуют открыто.
По мнению министра, с введением предлагаемых новшеств бизнес будет стремиться показывать реальную стоимость, чтобы снизить дальнейшее налогообложение. “Поскольку бизнес-процедуры при растаможивании сегодня разорваны, то товар, оформленный на физическое лицо, после того, как таможенные органы получают таможенные платежи и налоги, этот клиент ушел, но у налоговиков он не появился. Поэтому для налоговиков это будет уже лицо, у которого неизвестно откуда и по какой цене взялся товар”, - сказал Жамишев.
Эксперты убеждены, что с такой системой взаимодействия между налоговыми и таможенными службами администрирование в стране заметно улучшится.
Астана |