|
Половина всей лжи, которую приходится слышать, это неправда
Не пойман - не врун
Люди стали врать чаще и больше. Об этом говорят результаты опросов одной западной компании, опубликованные на этой неделе. Опросы были в 19 странах мира, и выяснилось: десять лет тому назад люди обманывали друг друга реже и старались это делать далеко не во всех сферах жизни. Ныне же вранье стало почти повсеместным, и прибегают к нему с сугубо практическими целями, невзирая на нравственное наше воспитание и общественную мораль.
Кстати, мораль все охотнее оправдывает вранье во имя материального успеха. Быть честным в современном технократическом и прагматическом социуме - это, чаще всего, быть неудачником. А вот ловко кого-то “кинуть” - означает достижение и умение “выстраивать успешные схемы”. В бизнесе, политике, личных отношениях.
Один казахстанский банкир на финансовой конференции в одной западной столице около часа врал аудитории об успехах своей финансовой группы. Это тоже происходило на этой неделе. Не будем называть имени персонажа, широко и скандально известного. Гораздо интереснее то, что именно в день его выступления западные рейтинговые агентства (вот ведь совпадение!) понизили рейтинг его банка до... очень тревожного уровня. На том же Западе такой уровень означает, что банк находится в кризисе.
Но банкир врал, врал и врал. Как врал всегда, будучи в свое время министром, политиком, руководителем госкомпании. Причем всегда его слова легко было проверить и установить, что это - элементарная ложь. И проверяли, и уличали. И далеко не только его. Но врать повсеместно продолжал и он, и его коллеги, и пр. И это стало нормой, повседневностью и даже в массе случаев нашей жизни необходимостью.
Врут лишь тогда, скажете вы, когда кто-то верит. Верим ли мы в своем большинстве нашим политикам, банкирам, бизнесменам, правозащитникам? Как говорят психологи, при обилии и запредельности лжи само понятие - верить или не верить - теряет значение. Срабатывает некий механизм, когда человек, которого ежедневно, что называется, одаривают “лапшой на уши...”, перестает реагировать на сенсор: правда это или неправда?
Мы считаем: если сказанное легко проверяемо, то оно (тем более переданное с телеэкрана или прописанное в газете) не может быть ложью. Ведь это легко проверить. Значит, думаем мы, никто бы не рискнул вот так вот нагло и публично врать. В этом-то и весь расчет врунов-говорунов: зная о такой природе людского мышления, они знают, что мало кто станет заглядывать в справочники или искать правду у честных экспертов, специалистов или просто очевидцев. Не до этого сегодня, и так забот хватает.
А посему считается - раз не уличили, значит, не лжец. И “лапша”, выходит, правда. А если один раз и уличили, то завтра же - забыли. Причем есть еще и такая особенность людской психологии: мы гораздо охотнее верим лжи, нежели правде. Это установлено научно, и говоруны тоже это прекрасно знают. И ложь мы забываем быстрее.
Если же правда нас раздражает, то мы ее просто не видим. Как надоедливы, к примеру, экологи, которые всегда норовят испортить настроение. И мы знаем, что они абсолютно правдивы, и от того еще более нервничаем.
А вот банкиры и политики... Они уже даже не раздражают. Потому как мы знаем, что, послушав их, можно посмотреть в справочник, или спросить очевидца, или хотя бы немного подождать, чтобы понять: вранье. Но нам не до этого, других забот хватает. |