Квартальный вопрос
Алла Иванилова
Состояние воздуха в Астане характеризуется как экологически крайне неблагоприятное. Основную лепту в это вносят автотранспорт, ТЭЦ, котельные, а также строительные и промышленные площадки
В последние два года состояние воздуха в Астане крайне неблагоприятное. Истекший период текущего года также свидетельствует об этом. За 4 месяца 2008 года величина индекса загрязненности атмосферного воздуха составила 9,31 единицы. А в течение последних 10 лет индекс загрязненности атмосферного воздуха вырос с 1,5 до 4,3 единицы.
Основным источником загрязнения городского воздуха является автотранспорт. Если в 2000 году в столице было немногим более 40 тысяч машин, то в 2007 году их количество приблизилось к 200 тысячам. Из имеющихся в Астане 54 автобусных маршрутов 35 проходят в районе бывшего центрального рынка, 20 - в районе пересечения улиц Сейфуллина - Ауэзова. Согласно полученным от постов по контролю за загрязнением воздуха данным, именно в этих районах города воздух сильнее всего загрязнен от выхлопных газов.
Порядка 900 столичных автобусов не соответствуют экологическому стандарту “Евро-3”. Выдерживают эти рамки только такие автобусы, как “МАН” и “Скания”. Общественный транспорт марки “Хюндай Аэро Сити”, со слов специалистов, создан на базе автотранспортных средств, использовавшихся в Европе в 80-х годах, поэтому не подходит под стандарты.
Городская прокуратура неоднократно отмечала постоянное нарушение общественным транспортом норм токсичности. В 2006 году из проверенных 120 автобусов трех столичных автопарков с превышением норм токсичности эксплуатировалось 32 единицы, или 38,4 процента. Подобная ситуация сохранилась и в 2007 году, и в истекшем периоде текущего года. И это несмотря на то, что в рамках реализации региональной программы “Здоровая окружающая среда Астаны” в прошлом году на приобретение катализаторов горения топливной смеси для автобусов, находящихся в коммунальной собственности, из местного бюджета было выделено 1,36 миллиона тенге. Проведенный анализ показал, что катализаторы действительно способствуют как сокращению вредных выбросов, так и экономии топлива. Однако после их апробации и полученных положительных результатов ни один из перевозчиков их не использует, и программа в данном направлении не исполняется.
Общеизвестно, что зеленые насаждения поглощают вредные выбросы. Президент уже несколько лет подряд говорит о создании “зеленого пояса” вокруг Астаны. Однако слова не всегда сходятся с делом.
За последние пять лет в Астане посажено более 300 тысяч деревьев и кустарников, основная масса которых прижилась. В то же время во всех парках и скверах города, а также вдоль улиц часто встречаются погибшие деревья. Так, в Парке влюбленных можно встретить около ста таких деревьев, в парке “Арай” более двух десятков, такое же количество вокруг монумента “Байтерек”. Имеются случаи ухода за уже погибшими деревьями, их продолжают окучивать, укреплять нитями и кольями, стоимость их входит в состав сметы, и при таком подходе, естественно, бюджетные средства используются неэффективно.
В столице нет программы озеленения старого города, в связи с чем посадка деревьев на правом берегу Ишима сведена к минимуму, тогда как основное загрязнение воздуха происходит именно там. “Астаназеленстрой”, в свою очередь, объясняет это невозможностью озеленения старой части города из-за многочисленных инженерных систем, появившихся вследствие массовой застройки. Плотная застройка породила не только невозможность посадки зелени, но и уменьшила продуваемость старых кварталов города, что является естественным источником самоочищения воздуха.
Астана |