|
Наталия Цой
О том, какой будет школа завтрашнего дня, можно было узнать на крупнейшей в мире образовательной и педагогической ярмарке Didakta 2013, прошедшей в Кельне (Германия). Ключевой темой в этом году стали цифровые школьные учебники
Вообще эта выставка-ярмарка, посвященная образованию, с каждым годом все больше походит то ли на симпозиум компьютерщиков, то ли на выставку электронных игрушек. Глядя на все новинки, трудно представить, как может модифицироваться сфера образования в целом.
Скорее всего, в ближайшем будущем классические парты и доска станут музейными экспонатами, их заменят планшеты и смартборды. А по поводу выражения “вызвать к доске” будущие школьники будут недоумевать - зачем куда-то вызывать, когда можно связаться по интернету. Да и сам процесс учебы станет намного интереснее для подрастающего поколения, ведь детям куда увлекательнее “листать” страницы электронной книги.
Действительно, если судить по инновационным новинкам, представленным на стендах, то классы будут выглядеть, как в любимых фантастических фильмах: ультрасовременные технологии, мониторы различных модификаций, сложнейшие мультимедийные системы, роботы-помощники. Уже сейчас, по словам организаторов мероприятия, многие немецкие школьные издательства интенсивно работают над созданием цифровых версий своих пособий для использования их на стационарных и планшетных компьютерах.
Между прочим, особый интерес посетителей вызвали разработки классных комнат с интегрированным компьютерным оборудованием, например, интерактивными мониторами, заменяющими доски. Так что наше предположение не так уж далеко от действительности. “В классах уже давно есть телевизоры, проекторы, теперь такой экран позволяет соединить всю эту технику воедино, но главное - подключиться к интернету и связаться с компьютерами учеников”, - как бы в подтверждение рассказывал один из участников выставки.
Как кажется разработчикам всех этих образовательных новинок, даже ленивым школьникам и студентам при помощи современных технологий учиться будет значительно проще. И интереснее. Например, куда веселее писать не просто дежурные программы, а делать их для робота, чтобы он умел танцевать, петь или играть в футбол.
Конечно же, при этом обязательно возникает другой вопрос: а нужны ли будут в недалеком будущем учебники, книги? Если даже первоклашки вот-вот начнут изучать алфавит и складывать слова, глядя на монитор. Но, судя по количеству посетителей в павильоне печатной продукции, издателям пока жаловаться не приходится. “Книги не нужно заряжать, перегружать, они не зависают”, - с улыбкой говорили они.
В этом году ярмарку Didakta 2013 посетили около 100 тысяч воспитателей, учителей, преподавателей высших учебных заведений, других экспертов и специалистов, в частности, в области повышения квалификации. В ней приняли участие в общей сложности 840 экспонентов из 15 стран мира. Всю выставку разделили по таким сегментам, как детский сад, школа, университет, образование и технологии, образование для взрослых и так далее. Также во время выставки провели большое количество мероприятий как на немецком, так и на английском языках: различные форумы, беседы с образовательными СМИ, министром культуры.
Но это все о школах будущего там, за рубежом. Нам же пока остается только удивляться их возможностям. Конечно, нельзя сказать, что наши учебные заведения совсем лишены радости обретения новых технологий, просто не в таких масштабах, как минимум. Модернизация образования в рамках нашей страны пока еще носит скромный характер, и интерактивные доски, по несколько штук на школу, уже радость. Плюс компьютерные классы, оснащение узкоспециализированных кабинетов.
Правда, есть еще один способ получения маленьких технических радостей - щедрые спонсоры. Благо, что сейчас давать в дар детям и бедным стало модно. Но, как вы сами понимаете, такие пожертвования носят эпизодический характер. И лишь от чиновников зависит, когда подход к обеспечению школ всем необходимым для развития ребенка в современных условиях станет системным. |