|
Константин Маскаев
Эту неделю Генеральная прокуратура открыла сообщениями по двум резонансным происшествиям, расследования которых попали под пристальное внимание общества и прессы. Первое касается катастрофы гражданского борта CRJ-200 авиакомпании SСAT под Алматы. Второе также косвенно касается трагического авиапроисшествия, гибели самолета “АН-72” под Шымкентом с военным экипажем и пограничниками
По поводу катастрофы пассажирского воздушного судна генеральный прокурор республики
Асхат Даулбаев заострил внимание на том, что Международный авиационный комитет (МАК) и специалисты завода-изготовителя разбившегося под Алматы самолета тщательно исследуют бортовые самописцы, анализируют данные, сопоставляют информацию с речевых и аппаратных самописцев.
Известно, что воздушное судно, 29 января заходившее на посадку в условиях плотного тумана и ограниченной видимости, упало с достаточно небольшой высоты, не долетев до торца взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Алматы менее тысячи метров, увязло передней стойкой шасси в грунте, перевернулось и разрушилось. Все, кто находился на борту, пять членов экипажа и 16 пассажиров, в том числе двухлетний ребенок, погибли. Контакта двигателей и топливных емкостей не произошло, поэтому взрыва и пожара не последовало.
На борту было достаточно топлива, чтобы уйти на любой из запасных аэродромов и даже вернуться в аэропорт отправления, г. Кокшетау. Пилот, управлявший судном, сообщил диспетчерам о решении уйти на второй круг, после чего судно исчезло с экранов радаров. Обнаруженные самописцы не получили серьезных повреждений, что позволило специалистам МАК уже через неделю заявить о завершении расшифровки записей и передать их в Казахстан.
Доводя ход расследования, генеральный прокурор сообщил, что изучение полученных при расшифровке черных ящиков самолета CRJ-200 авиакомпании SCAT пока не выявило отказ приборов воздушного судна. “Мы параллельно проводим собственное расследование, наши следователи и специалисты анализируют данные самописцев. Сегодня мы пока не видим ни одного показателя, который бы свидетельствовал об отказе приборов этого самолета”, - приводят его слова в интервью одному из республиканских телеканалов.
Гибель CRJ-200 стала первой в независимом Казахстане катастрофой пассажирского судна, выполнявшего регулярный рейс. Предыдущее подобное авиапроисшествие произошло в 1980 году.
Если в первом случае совокупность полученных данных может вывести на первое место факторы погодных условий, сопутствовавших катастрофе, то в крушении “АН-72” Генеральная прокуратура все четче вырисовывает версию о коррупционной составляющей, злоупотреблениях и преступной халатности ответственных лиц.
Из обнародованных генеральным прокурором Асхатом Даулбаевым сведений следует, что незадолго до крушения “АН-72” прошел капитальный ремонт на предприятиях “Укрспецэкспорта”, но отказ трех приборов одновременно в течение одного полета вызывает сомнение в надлежащем выполнении требований к безопасности и техническому обеспечению судна.
“Мы продолжаем расследование, разбираемся с теми лицами, которые обязаны были осуществить капитальный ремонт судна и обеспечить предполетную подготовку судна”, - говорит генеральный прокурор Казахстана.
Кроме того, Генпрокуратура расследует факты получения должностными лицами военных ведомств республики взяток за ремонт авиационной техники, в том числе самолета “АН-72” погранслужбы Комитета нацбезопасности.
Также известно, что двух высокопоставленных сотрудников предприятия “Укрспецэкспорт” задержали в Казахстане в конце января. Затем нашлись основания для их ареста. Сотрудников “Укрспецэкспорта” задержали по подозрению в даче взятки лицу, представлявшему казахстанскую власть, за содействие в реализации экспортных контрактов.
Ведомственный самолет “АН-72” Погранслужбы КНБ Казахстана потерпел крушение на подлете к Шымкенту 25 декабря. На борту самолета находились 27 человек, в том числе руководитель Погранслужбы Турганбек Стамбеков и командиры подразделений регионального пограничного управления “Онтустик”. Все погибли. Достаточно оперативно Генеральная прокуратура Казахстана назвала причины крушения, среди которых неполадки бортового оборудовании самолета, в том числе высотомеров, ошибки командира экипажа, сложные погодные условия.
Наконец, еще одно резонансное происшествие - самоубийство 31 января начальника Академии Погранслужбы Казахстана Талгата Есетова может быть как-то связано с его прежней деятельностью по заключению контрактов на ремонт авиатехники.
В ходе расследования Генпрокуратура проинформировала, что “проверяется причастность отдельных бывших и действующих руководящих работников Погранслужбы, в том числе Есетова, к получению взяток от представителей украинских предприятий. Относительно Есетова следствием изучались сделки по ремонту авиатехники 2010 года, в заключении которых он участвовал, работая в центральном аппарате Погранслужбы. Тем не менее, прокуратура не располагает данными о каком-либо отношении Есетова к капитальному ремонту самолета “АН-72”.
И вот, по данным Генпрокуратуры, незадолго да самоубийства Есетова вызывали в КНБ - видимо, в ходе внутриведомственного расследования. У органов КНБ были определенные вопросы к Есетову. “Они были ему заданы, он на них ответил, написал письмо председателю КНБ”, - сообщил генеральный прокурор.
Вскоре после происшествия сообщалось, что Талгат Есетов накануне трагедии вернулся из Астаны в плохом расположении духа, был чем-то очень расстроен. Вечером 31 января генерал-майор вызвал в свой рабочий кабинет водителя, подарил ему сувенир и отпустил. Вскоре водитель и другой военнослужащий, находившийся в приемной, услышали в кабинете Есетова звук выстрела. Вскрыв запертую дверь, они вошли в кабинет и обнаружили генерала без признаков жизни, с огнестрельным ранением. Основной версией остается самоубийство. Вместе с тем сослуживцы, близко знавшие Есетова, сомневаются, что их товарищ мог пойти на такой шаг. |