|
Юлиана Жихорь
В скором будущем Казахстан, возможно, ждут серьезные преобразования в религиозной сфере (речь, главным образом, идет об исламе). Из наиболее любопытных нововведений, которые анонсировал на днях председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф, - введение на территории страны муфтиата, внедрение в мечетях банкоматов и перераспределение пожертвований между ними
Как считают в агентстве, сегодня необходимо делать ставку не только на разъяснение религиозных основ, но и на поддержание общей толерантности в обществе - как части казахстанского патриотизма.
“Мы только патриотизмом можем вышибить религиозный экстремизм”, - заявил Кайрат Лама Шариф на встрече с Клубом главных редакторов в Астане. И предположил, что следующий закон, касающийся религиозной проблематики, следует назвать “О традиционных религиях и патриотизме”.
Что касается ислама, то, надо отметить, у государства есть четко выстроенное видение, каковым он должен быть на территории Казахстана. Сейчас уже проводится работа по переводу всего религиозного учения исключительно в русло ханафитского мазхаба. Агентство, как заявили, “имеет позицию по каждому аяту”.
Своя позиция есть и по схемам финансирования религиозных организаций. В частности - мечетей. По словам Лама Шарифа, пора взять под контроль поток пожертвований, который вливается в мечети, - внедрить электронную систему саадака. Схема проста: устанавливается “банкомат” типа cash in, вложил 200 тенге - получил чек. Информация же о поступлении средств автоматически появляется на счете мечети и в интернете. Дабы каждый верующий мог быть в курсе движения средств. Впрочем, как считают в агентстве, подобными “банкоматами” будет охвачена лишь треть мечетей: из имеющихся в стране 2228 мечетей полторы тысячи находятся на селе, где объем пожертвований невысокий. А значит, основное внимание уделят городам.
При этом Духовному управлению мусульман Казахстана (ДУМК) отведут роль перераспределителя всех средств между мечетями страны. В этом случае снизится участие в жизни религиозных учреждений бизнесменов, которые порой в обмен на финансовую помощь требуют назвать, например, мечеть в честь собственных родственников.
По мнению Лама Шарифа, отечественное ДУМК уже давно стало организацией чиновников, а значит, и отношение к ним должно быть соответствующее. Например, он предложил назначить сотрудникам ДУМК зарплату, как в агентстве: верховному муфтию - как у председателя, заместителям муфтия - как заместителям председателя и т.д. Ну а дабы духовную роль не потерять, Лама Шариф предлагает отказаться от термина ДУМК вообще, введя на территории Казахстана муфтиат.
Работа
над ошибками
и ересями
Напомним, в прошлом году провели масштабную работу по проверке деятельности религиозных объединений, работающих в Казахстане. В итоге перерегистрации их численность сократилась на треть - с 4551 до 3088: одним отказали в перерегистрации (так, из 48 нетрадиционных организаций зарегистрировали 16 объединений, остальные 32 подлежали ликвидации), другие (мелкие) объединились. Саентологию, например, вообще не признали религией - не нашло агентство в документах саентологов ничего божественного. А усовершенствованная классификация конфессий выяснила, что их в Казахстане не 46, а всего 17.
Впрочем, есть и приятная новость - во время перерегистрации террористических или экстремистских организаций не обнаружили.
Зато литературы подобной в стране более чем достаточно. Особенно в местах лишения свободы. По словам главы Агентства по делам религий Кайрата Лама Шарифа, эксперты провели проверку более 6,5 тысячи печатных изданий, из которых несколько десятков были изъяты. Что касается осужденных за экстремизм, то, по словам Лама Шарифа, сегодня многие из них признали свою ошибку и просят религиозных деятелей разъяснить им основы той или иной религии.
В ближайшее время агентство планирует создать интернет-портал ислам.кз, где обещает в доступной форме разъяснять (естественно, при содействии духовенства) все волнующие верующих вопросы, и открыть радиостанцию “Ислам радиосы”.
Астана
Позиция Лама Шарифа по этому вопросу выглядит весьма спорно, если не сказать - экзотично.
Инициатива о равномерном распределении пожертвований как способе поддержать “слабые” мечети противоречит известному выражению: каков поп - таков и приход. Ключевым словом здесь является “приход”, оно означает собственно храм, его убранство, духовенство и всех тех, кто его посещает, то есть паству. А не бухгалтерский термин, которым называют поступление средств. Хотя первое, конечно, связано со вторым. И в “хорошем” храме всегда будет и больше прихожан, и жертвенных средств, чем в “посредственном”.
Аргументация же о способе понизить степень воздействия особо щедрых жертвователей на жизнь религиозных учреждений хорошо понятна и объяснима с позиций материального мировоззрения. Но в этом контексте вспомнился весьма жесткий, но правдивый анекдот о только что почившем олигархе. И вот стоит он у врат Чистилища в ожидании участи. Появляется ангел, сообщает:
- Вам назначено в ад...
- Да как так? - негодует олигарх. - Я ж три мечети построил! Восстановление церквей финансировал! На благотворительность регулярно давал!
Ангел:
- Секундочку, я уточню...
Возвращается:
- Все равно - в ад. Решено вернуть вам деньги...
Константин Маскаев |
|