Ботагоз Омар
Сенатор Гани Касымов предлагает Кабмину полностью отказаться от покупки авиатехники, произведенной в странах СНГ. По его словам, если в гражданском флоте проблемы безопасности решены, то силовые органы обеспечивает техника “местного” производства.
Однако, как показывает практика, от воздушных ситуаций чрезвычайного характера не застрахован никто. Этому свидетельствует приостановка полетов Boeing-787, введенная мировыми авиарегуляторами. Особого внимания заслуживает подготовка пилотного состава
Депутат парламента, лидер “Партии патриотов” считает, что чиновникам нужно взять пример у главы государства. Когда десять лет назад возникла опасность для гражданских полетов, он категорически запретил покупать самолеты стран производства СНГ.
“Сегодня мы имеем гражданский флот: европейские аэробусы и американские боинги, и проблема безопасности для гражданских была решена. Теперь эти принципы, не дожидаясь политического решения, надо спокойно в плановом порядке перенести на самолеты, обслуживающие МВД, МЧС, Минобороны, спецслужбы, органы безопасности”, - отметил Гани Касымов вчера, обращаясь в ходе пленарного заседания палаты с депутатским запросом на имя премьер-министра страны Серика Ахметова.
Поводом для обращения к главе Кабмина стало крушение самолета “АН-72” Пограничной службы КНБ. 25 декабря прошлого года в результате авиационного происшествия в Южно-Казахстанской области погибли 27 человек.
Сенатор обратил внимание на то, что этот тип самолетов производили в 90-е годы. “И это накануне распада, когда разрушились у всех стран бывшего Советского Союза хозяйственно-экономические связи, и в условиях кризиса производство этих самолетов было налажено в каком-то виде технологически недоведенном. И сейчас мы будем покупать эту технику?” - возмутился депутат. По его мнению, для улучшения оснащенности военной (а в особенности летной) техникой нашей стране надо наладить сотрудничество по линии НАТО. Или же через техническую помощь с иностранными дружественными странами, имеющими современный потенциал.
Напомним, как следует из предварительных итогов расследования крушения военно-транспортного самолета “АН-72” под Шымкентом, причинами трагедии в первую очередь стали неполадки в бортовом оборудовании самолета (выход из строя автопилота и радиовысотомера, сбои в работе барометрических приборов измерения высоты). И только во вторую и в третью очередь - человеческий фактор и сложные метеорологические условия.
Впрочем, как показывает недавний инцидент с приостановкой эксплуатации новых лайнеров Boeing-787 Dreamliner американским авиаконцерном Boeing, от технических неполадок не застрахован ни один производитель. Федеральное агентство гражданской авиации США решило приостановить полеты с использованием этих лайнеров из-за участившихся инцидентов с ними. Аналогичное решение приняли японские, индийские и европейские регуляторы. Как заявили производители, проблемы Boeing-787 могут быть связаны с партией бракованных аккумуляторов. Но пока информация об этом расследовании является предварительной, и рабочая группа не отвергает других версий.
В этом вопросе, пожалуй, первым и главным остается пресловутый человеческий фактор. Высокая квалификация и ответственное исполнение своих обязанностей могут спасти не одну человеческую жизнь. Будем надеяться, что парк национального авиаперевозчика будет пополняться только новыми и самыми лучшими образцами мирового авиапрома, а летный состав - самыми высокопрофессиональными кадрами.
Астана |