Ольга Шишанова
В стране сложилась непростая ситуация вокруг кожевенного производства. Точнее, его почти практического отсутствия
В конце прошлого года казахстанские кожевенники заявили, что отрасли грозят возможные убытки и вероятное банкротство крупнейших кожевенных предприятий республики. Получилось так, что отечественные поставщики сырья перенесли свои интересы на рынки Китая и Турции, естественным образом предпочтя более высокие закупочные цены.
В результате, как говорят специалисты, уже сегодня могут остановиться перерабатывающие заводы в Алматинской области, Таразе, Экибастузе и Семее, что подвигло Ассоциацию переработчиков кожевенного сырья и меха обратиться в правительство с просьбой о поддержке. При этом кожевенники просят государство наложить сезонный запрет на вывоз шкур КРС из Казахстана, поскольку сегодня сложившуюся ситуацию не спасает даже увеличение ставки экспортной пошлины на кожевенное сырье до 500 евро за тонну, которое было принято постановлением правительства республики осенью 2012 года.
Дело в том, что именно зимой, в сезон забоя скота, казахстанские кожевенные предприятия заготавливают около 70 процентов всего объема сырья.
Между тем, по мнению экспертов, сегодня в мире сложился огромный дефицит кожевенного сырья, особенно высокого качества. Но благодаря тому, что в Казахстане соответствующий климат, пищевая база и натуральная селекция, экспорт кожи из нашей республики очень качественный и практически не имеет конкуренции в мире.
Предприниматели говорят, что “не сравнить шкуру казахстанской коровы и китайской буренки”: “Пусть рацион казахстанских буренок не совсем разнообразен - люцерна и сено, но это натуральные продукты. Обидно, что наше население носит кожаные куртки, сшитые в Китае из наших же, казахстанских коров”.
Но дело не только в обиде. Специалисты отрасли настаивают, что кожа - это стратегический продукт государства, который иностранные предприятия будут приобретать у Казахстана с удовольствием.
А пока факты говорят об обратном: население, занимающееся животноводством, шкур с каждым годом сдает все меньше и меньше. Например, согласно данным Ассоциации переработчиков, в 2010 году только в Кызылординской области сдали 1163 тонны овечьей шерсти, в 2011-м - 1148 тонн. Шкур ягнят в 2010 году сдали 29 546 штук, в 2011-м - 21 303 штуки, шкур мелкого скота - 186 397 и 178 616 штук соответственно. Шкур КРС, цены на которые оставляли желать лучшего, сдали в 2010 году 63 203 и в 2011-м - 60 988 штук.
Не последнюю роль во всем этом играют перекупщики, которые в своих интересах “сбивают” расценки, принимая товар по цене от 500 до 1700 тенге за штуку. Но сельчане рады и такой цене, хотя знают, что она заведомо низкая, поскольку, например, одно из предприятий в Алматинской области принимает шкуры у реализаторов-перекупщиков по цене от четырех до пяти тысяч за единицу.
Тем не менее даже при таком раскладе сегодня в республике на выход идет пока только один миллион сто тысяч квадратных дециметров сырья, тогда как в советское время в Казахской ССР обрабатывалось более 800 миллионов квадратных дециметров. А на мировом рынке кожа сейчас стоит от 0,3 доллара за квадратный дециметр...
Естественно, что областные управления сельского хозяйства “двумя руками” за то, чтобы в республике хоть одно предприятие конкретно занялось не только скупкой, которая может заинтересовать сельхозтоваропроизводителей, но и изготовлением кожаных изделий.
Кроме того, неплохо было бы вспомнить и о временах не столь отдаленных - в советское время животноводческая продукция перерабатывалась полностью - в дело шли даже желчный камень и трубки костей, а также получали копытное масло.
Астана |