|
Юлиана Жихорь
Согласно исследованиям, каждый восьмой житель Земли недоедает. Но при этом до половины произведенных продуктов просто пропадают. Что ждет планету в будущем и когда может наступить глобальный продовольственный катаклизм?
Парадоксально, но факт: в мире, где, по данным ООН, голодают 870 миллионов человек, почти половину производимого продовольствия просто выкидывают. Такие данные обнародовали недавно британские ученые из Общества инженеров-механиков. По их мнению, от 30 до 50 процентов всей выращенной и произведенной на Земле еды (около двух миллиардов тонн в год) оказывается на помойке. Только в США и Европе половину продуктов выбрасывают после покупки. И это при том, что, если верить глобальному индексу голода (в котором оценивают 57 стран), составленному в начале прошлого года Ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN в рамках традиционного проекта “Мировой барометр”, население тех самых развитых стран (США и ЕС) отнюдь не относится к числу неголодающих: на вопрос “За последние 12 месяцев случалось ли такое, что у Вас и/или Вашей семьи не хватало еды?” в Швейцарии положительно ответили 6 процентов респондентов, в Италии - 10, в Бельгии - 12, в США - аж 22 процента.
Верхнюю “голодную строчку” в рейтинге занимает Южный Судан, где нехватку продовольствия ощущают почти 70 процентов опрошенных. В целом же по миру с нехваткой еды сталкивалось 12 процентов населения.
В 1996 году на Всемирном продовольственном саммите приняли решение к 2015 году сократить вдвое численность хронически голодающих землян. Тогда их было 840 миллионов человек. В середине прошлого года - уже 870 (и эта цифра лишь приблизительная, по некоторым данным, она уже перевалила за миллиард).
В Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), равно как и в большинстве стран, видят лишь один выход из ситуации - наращивать объемы производства продуктов питания. Государства мира активно внедряют генно-модифицированные культуры, дающие значительно больший урожай, нежели традиционные. Пытаются найти некий заменитель естественной пище - в мире более 30 исследовательских групп заняты проектами создания искусственного мяса.
Интересный факт: в 2008 году американское отделение организации “Люди за этическое обращение с животными” объявило, что выплатит миллион долларов тому, кто изготовит куриное мясо в лабораторных условиях и начнет его коммерческие продажи до июля 2012 года (пока это сделать никто не смог, и “премьеру” отодвинули до 2017 года). Но уже нашли заменитель говяжьего мяса, “выращенный” при помощи коровьих стволовых клеток. Однако это слишком дорогое удовольствие - один гамбургер с таким мясом пока обходится примерно в 300 тысяч. Производством мяса с помощью трехмерного биопринтера обещает заняться компания Modern Meadow Андраса Форгача. Но лишь после 2017 года - после окончания экспериментов по созданию искусственной натуральной кожи животных из донорских клеток.
Реанимируют и “забытые” сельскохозяйственные культуры. К этому призывает сам генеральный директор ФАО Жозе Грациану да Силва. По его мнению, редко культивируемые сейчас культуры могут сыграть важную роль в решении проблемы продовольственной необеспеченности в будущем.
Конечно, в идее возрождения забытых культур есть логика. Дело в том, что в эпоху глобализации человечество “зациклилось” на четырех основных культурах: рисе, кукурузе, пшенице и картофеле, фактически унифицировав кулинарию всех народов. Отказ от традиционных, присущих определенным местностям культур и приводит к дефициту тех самых популярных нынче риса и картошки.
Но наращивание общих объемов производства продовольствия, использование под посевы многочисленных залежных земель приведут к усугублению другой проблемы - дефициту питьевой воды. Сегодня нехватку воды испытывают более миллиарда человек. Казахстан - не исключение: планы КНР по масштабному освоению Западного Китая уже привели к значительному понижению уровня трансграничных рек и грозят засухой в восточных регионах Казахстана и Южной Сибири. По мнению Нурсултана Назарбаева, высказанному им еще в 2008 году, к 2025 году от нехватки воды будут страдать 3 миллиарда человек, или почти треть населения Земли.
Поэтому логичными выглядели бы усилия сильных мира сего по перераспределению уже имеющихся ресурсов. Ведь если перераспределить те самые выбрасываемые 50 процентов продуктов, то их с избытком хватит, чтобы накормить голодающую одну восьмую человечества. Аналитик сельскохозяйственного сектора Девиндер Шарма считает, что производимой сегодня пищи могло бы хватить на 11,5 миллиарда человек. Вопрос лишь в грамотном распределении еды. “Требуется международная инициатива по лучшему распределению продовольствия и доступу к нему, - заявил он несколько лет назад. - Это означает, в частности, запрет экспорта продовольствия из стран, где есть голодающие”. В качестве примера он привел Индию, где живет треть голодающих жителей планеты, но при этом имеется излишек зерна и риса.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать по многим странам. Если вернуться к глобальному индексу голода, то можно увидеть, что в России - одном из основных экспортеров зерна - недоедают 8 процентов населения, в Австралии - 10, Украине - 14. (Кстати, согласно этому опросу, в Индии недоедают 15 процентов населения.)
Есть еще один способ - меньше кушать. Все тот же Шарма подсчитал, что одному человеку в среднем требуется 2400-2600 калорий в сутки, тогда как сегодня доступно более 4600 калорий. Но опять же - не всем.
В общем, народам, чтобы выжить, необходимо либо замыкаться на самих себе (то бишь внутренних продовольственных нуждах), либо пытаться ограничить объем поставляемого на рынок продовольствия (дабы люди начали его ценить). Но поскольку еда - это слишком выгодный ресурс, скорее всего, господа от высокой политики будут максимально давить на “увеличение объемов выращивания продукции”, дабы потом манипулированием объемами и ценами вершить всю ту же политику. Примерно, как с нефтью...
Чем это закончится, предсказать нетрудно. Если человечество не найдет пути решения этого вопроса, через пару-тройку десятков лет Землю ждет неизбежная всемирная война за тарелку супа.
Астана |