Всякая долгосрочная инвестиция когда-то была неудачной спекуляцией
Трейдерский охват
Два сообщения, пришедшие на этой неделе, привлекли наше внимание. На первый взгляд, они как бы между собой и не связаны, но это лишь на первый, а вот на второй или даже на третий связь очевидная и очень даже любопытная.
Сообщение первое, назовем его №1, пришло от казахстанского информагентства Tengri News и касалось доли китайских компаний в отечественной нефтяной отрасли. А доля эта, если верить агентству и его некоему источнику информации, к осени этого года превысит 40 процентов. Источник “пожелал остаться неназванным”, но агентство обозначило его как аналитика, работающего в нефтегазовой отрасли.
Вторая новость, у нас она будет сегодня №2, пришла от британской газеты The Sunday Times, приоткрывшей миру, кто и откуда контролирует колоссальные объемы мирового сырьевого экспорта. “В этих местах нет ни нефтяных танкеров, ни буровых, но за день в сонную Женеву импортируется, по крайней мере, на бумаге, не меньше нефти, чем потребляет Китай”, - пишет издание. Из Женевы управляют более чем 20 тысячами грузовых кораблей (22 процента мирового флота). Женева импортирует треть пшеницы, выращенной на планете, а также половину сахара и кофе.
Здесь базируется несколько гигантских, в большинстве своем закрытых компаний - сырьевых трейдеров. Некоторые широко известны. Другие не привлекают особого внимания общества. Все они действуют в качестве посредников: доставляют сырье с мест добычи - например, с нефтяных месторождений - к месту потребления и берут свою долю с каждой сделки, а сделки ежегодно заключаются миллионами.
Вернемся к сообщению №1: “Сложность подсчета доли любого участника в нефтяной отрасли заключается в обилии промежуточных фирм за пределами Казахстана: это оффшорные зоны и зоны с льготным налогообложением, которые оформлены на подставных лиц или родственников”.
Информация №2: “В данный момент трейдеры принялись скупать реальные активы: шахты, бензоколонки, нефтяные скважины и сельскохозяйственные угодья”. И вновь №1: “Китайские бизнесмены не спешат все объемы казахстанского сырья транспортировать на свою родину, и для этого есть веские причины”.
Многие китайские менеджеры в Казахстане - это родственники партийных и государственных чиновников высшего и среднего звена. Они не стесняются зарабатывать деньги и для семейного клана. “Поэтому создание серых схем, а также незаметная, на первый взгляд, диверсификация китайских нефтяных компаний в Казахстане позволяет создавать неучтенные фонды для производства и продажи нефтепродуктов, а главное - их вывода в Европу напрямую из нашей страны”, - сообщил источник информагентства.
Хотим ли мы сказать о том, что женевские трейдеры и китайские менеджеры в Казахстане - это составляющие части одной сферы? Конечно же, нет. Но в том-то и дело, что даже западные масс-медиа не знают толком - чьи доли в женевском глобальном трейдерстве превалируют. Кто конкретно заправляет “в сонной Женеве”? А мы уж тем более, ибо любая информация на эту тему у нас сродни военной тайне.
Да и родины у глобальных трейдеров нет, как когда-то Маркс говорил о пролетариате. Только вот пролетариату терять было нечего, кроме своих цепей, а трейдеры потерять могут полмира. Или уже весь мир, пока мы здесь рассуждаем. |