|
Ботагоз Омар
Платежные терминалы, получившие широкое распространение в стране всего несколько лет назад, могут не только сэкономить время казахстанцев, но и, как оказалось, обсчитать и заставить побегать. Если купюра застряла в “ящике по приему денег” и провалилась в ячейке, так и не попав в систему, то клиент, обратившийся с жалобой в полицию, не только не сможет доказать этот факт, но и рискует сам... оказаться подозреваемым в клевете (а еще и в фальшивомонетничестве)
В Казахстане платежные терминалы стали активно внедрять с начала 2000-х годов. Сегодня в стране их насчитывается около 30 тысяч. И так как их классифицируют как прибыльный вид бизнеса, который сможет в течение максимум двух лет вернуть вложенные средства, их сеть расширяется, особенно в крупных городах.
Как показало изучение ситуации, организовать такой бизнес может любой, быстро и с небольшими капиталовложениями. Тем более, что в интернете есть немало статей, посвященных этой тематике в качестве путеводителей для новичков. Запускают серию материалов по ликбезу в основном те, кому это выгодно: производители таких терминалов.
Для установки собственного терминала в Казахстане достаточно лишь зарегистрировать юридическое лицо (что можно сделать сегодня практически за 15 минут, заплатив госпошлину в размере не более четырех тысяч тенге), выбрать место для терминала, купить сам аппарат по приему денег (его стоимость колеблется от 2,5 до 4 тысяч долларов) и, подписав договор, завести специализированный счет.
Поэтому внесение платежа через терминал, установленный где-нибудь на улице, равносильно тому, что средства отданы случайному прохожему, имеющему свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, который при этом не выдал вам документа о факте платежа. И если на такого прохожего можно хоть заявить в полицию по факту мошенничества (в случае, если оплаченная услуга не предоставлена), то с терминалом, увы, это “не прокатит”.
Автор статьи поняла это на собственном примере...
Решив загрузить средства на баланс за услуги сотового телефона, я внесла в терминал, установленный на улице, две тысячи тенге. Но этой суммы на табло не появилось. Заметив, что средства просто-напросто застряли, я пыталась их достать, но они... провалились. А терминал стоял, как ни бывало, отражая информацию о сумме платежа в “ноль” тенге.
Чтобы получить информацию о службе клиентской поддержки, рискнула снова, но уже внесла тысячу. Фортуна, видно, улыбнулась: эту купюру терминал принял, и спустя минуту сумма баланса поступила на телефон в виде СМС-сообщения.
Но, позвонив по указанному в платежном извещении телефону, я узнала, что в течение ближайшего часа свои средства получить не смогу: мол, у владельца терминала мало времени, чтобы сразу же выехать к терминалу, через который я произвела “несостоявшийся” платеж. Он сообщил, что тысячу тенге вышлет в виде платежа за услуги сотовой связи (на это он пошел достаточно легко. Видимо, такие факты застревания купюр для него не редкость, и обещание выполнил сразу же после телефонного звонка). Спросив, а как же оставшаяся сумма, получила резкий ответ о том, что на том конце трубки единовременного платежа в две тысячи никто не получал.
В полиции заявление приняли не сразу, с опаской отметив, что терминалы обычно не принимают фальшивые деньги, и где доказательство, что в аппарате застряла не поддельная банкнота? На просьбы оперативно вызвать владельца терминала и при мне вскрыть его также отреагировали отрицательно. “У меня четыре бригады, и я не могу выделять людей из-за тысячи тенге, так как в отделение полиции обращаются обычно по более крупным случаям”, - заметил начальник районного УВД.
После оформления всех юридических процедур, которое заняло около часа, мне по-дружески сообщили, что дело по этому факту возбуждать не будут, в самое ближайшее время по нему выпустят отказ, так как повод маленький и состава преступления нет. “Техника всегда может подвести. Вот если бы внутри терминала сидел человек, принимающий деньги, мы бы его считали мошенником. А то, что в терминале пропали деньги, это же техника!” - сообщили мне.
Вернувшись к терминалу, поговорила с людьми, которые часто пользуются его услугами. “Старожилы” района мне пояснили, что этот аппарат не принимает купюры нового образца. Поэтому моя банкнота, выпущенная в преддверии Азиады, и попала “не в тот карман” терминала. Только почему такие аппараты, дающие сбои, стоят на улицах Астаны - этот факт вызывает массу вопросов. Естественно, в полицию обращаются не все. Мало кто будет (и может) терять час драгоценного времени из-за суммы в 200, 500, 1000 тенге. Но, как оказалось, даже обращение не станет поводом для разбирательств и тем более - реагирования на более высоком уровне (речь идет о приостановке деятельности ИП или ликвидации неисправного терминала).
Поэтому вряд ли можно получить ответ, сколько таких аппаратов есть в наличии в Казахстане и сколько реально в них теряется средств (на уровне государственных органов такой анализ проводило только Агентство РК по защите конкуренции, и то только в вопросах ограничения монополистской деятельности).
Но одно становится очевидным: оплачивать нужно только в “проверенных” местах. Судя по материалам российских информагентств, немало бизнесменов получают благодаря терминалам сверхприбыль, и финансово грамотные люди к услугам уличных “касс” уже давно не прибегают...
Астана |