|
Алан Байтенов
Работа городского общественного транспорта далека от идеала. Этот штамп не меняется вот уже 10 лет в отличие от градоначальников и ответственных за бесперебойное функционирование этой системы. Конечно, все время разрабатываются новые стратегические планы развития, постоянно устраиваются так называемые разгоны, закупается новая техника, но все равно ситуация не меняется. Давка, грязь, ругань, испорченное на весь день настроение или хронические опоздания - вот синонимы работы общественного транспорта, с которым ничего не могут поделать даже самые сильные патроны. Особенно это касается крупных городов, где основной костяк составляют частные автобусные парки. Может быть, это действительно неразрешимая проблема?
В середине декабря акимат города Алматы в очередной раз признал - да, в самом крупном городе Казахстана есть проблемы с организацией работы общественного транспорта. Мол, так больше продолжаться не может, поэтому предлагают новую “Программу развития автомобильных перевозок пассажиров и багажа на 2013 - 2016 годы”. И, по словам начальника управления пассажирского транспорта города Алматы Талгата Абдрахманова, она позволит решить такие проблемы, как “отсутствие надлежащей инфраструктуры, низкий уровень оснащенности перевозчиков, нехватка профессиональных водителей и их уровень подготовки, а также создаст условия для работы общественного транспорта и обеспечит его конкурентоспособность с личным”. Кстати, последнее и является одной из главных причин низкой экономической эффективности общественного транспорта, так как, отмечают представители акимата, автобусы и троллейбусы двигаются в плотном городском потоке на тех же условиях, что и личные автомобили. Поэтому уже в 2014 году, возможно, в городе появится выделенная полоса.
Разгон коснулся и качества обслуживания. Официально было сказано о том, что только 4 из 24 автобусных перевозчиков соответствуют требованиям. И происходит это в первую очередь потому, что сегодня наблюдается острая нехватка “своей” техники и большая часть маршрутов отдана частникам. Поэтому во второй половине 2013 года начнут строительство второго муниципального парка и приобретут около 200 автобусов и 195 троллейбусов (часть из которых уже вышла на маршруты). В общем, благодаря этим мерам планируют увеличить объем перевозок общественным транспортом с 25 до 33 процентов уже через 3-4 года.
Презентуя новую программу развития этого сектора, охватили практически все моменты. Но в то же время все озвученные компоненты новой “Дорожной карты” направлены именно на освоение бюджетных средств - покупать, расширять, строить и тратить. А ведь поднять популярность общественного транспорта сегодня можно другим, менее затратным, способом. А именно - жестким контролем над соблюдением графика движения. Казалось бы, вещь неосязаемая, но при этом исключительно важная - согласованное движение 2000 зарегистрированных в Алматы автобусов могло бы решить проблему популярности общественного транспорта в момент. Сегодня придерживаются графика движения только представители муниципальных парков города Алматы, отчего у простого горожанина, который живет, например, в спальном районе (именно эти маршруты в основном обслуживаются частниками), нет уверенности в том, что он стабильно доберется до необходимой ему точки. Конечно, проблема несоблюдения расписания связана в первую очередь с огромным количеством арендованного и частного транспорта. Так как именно частники вольны двигаться по маршруту в самое удобное для них время. А именно в часы пик, то есть в самые прибыльные часы “сбора сливок”. Стоит немного отстать от своего конкурента, и все устроено - гарантированно набьешь автобус и, следовательно, исполнишь план. А где-то, наоборот, придавить педаль газа и обойти конкурирующую организацию. И это, кстати, не безопасно, да и на “выходе” постоянный “биток”. Хотя при объявлении тендеров на маршруты одно из главных условий - бесперебойное движение в установленное время, по установленной сетке. Но частники думают иначе - работают два раза в день - утром и вечером. Отсюда и следующая ситуация - как только минует час пик, большинство маршрутов, что переданы частным организациям, попросту не обслуживаются. И это касается не только будничных дней - в праздники и выходные многие предпочитают вообще не выходить на работу, мол, выхлоп ничтожен. Такси, да и только!
Конечно, увеличение парка и контроль над качеством обслуживания, бесспорно, важные моменты. Но обеспечение стабильности работы в вопросе популяризации общественного транспорта является, на наш взгляд, основным способом решения проблемы. Поэтому специалистам городского акимата необходимо провести тщательное исследование и определить тот официальный орган, сотрудники которого смогут контролировать исполнение графика движения всех видов городского транспорта. В идеале это независимый контрольный центр, который в режиме реального времени получает информацию о соблюдении правил игры на время.
Естественно, учитывая сложную ситуацию с нехваткой техники, полностью и в момент отказаться от услуг частников невозможно (хотя это предлагалось не раз). Однако наладить их работу с помощью механизма независимого контроля вполне возможно и не так дорого. При этом бороться с отдельно взятыми извозчиками не нужно, все равно это не приводит к реальным результатам. Главным ответчиком за соблюдение графика движения, а следовательно, комфорта передвижения в пределах города, должен стать собственник частного автобусного парка, что борется за маршруты и под крылом которого работают водители. Поэтому расторжение договоров, отзыв лицензий и административные штрафы в случае несоблюдения временной сетки движения - также важнейшие инструменты для наведения порядка в этой сфере. |