|
Юлиана Жихорь
В новый год казахстанцы вступают с “подарком” от правительства - в ближайшие три года нас ждет глобальный рост тарифов на воду. Так начинает исполняться один из пунктов Стратегии-2050 - про бережное отношение
Помните, как президент, озвучивая Стратегию “Казахстан-2050”, заявил, что есть необходимость “изменить мышление нашего общества”: “Мы должны перестать транжирить воду - одно из наших самых драгоценных природных богатств”. “К 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения”, - сказал тогда Назарбаев, дав поручение правительству до 2020 года решить проблему обеспечения населения питьевой водой.
Кабмин решил начать не с обеспечения, а с перевоспитания населения. Причем “менять мышление” будут самым простым и действенным методом - в разы повысят тарифы на воду.
Правда, на официальном языке это звучит так: “Комплексный план по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду в Республике Казахстан на 2013-2015 годы”. И целью заложили привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения новых инвестиций “в целях проведения модернизации, ремонта объектов водоснабжения и водоотведения”. Ибо, как заявил министр экономического развития и торговли Ерболат Досаев, “в настоящее время в сфере водоснабжения и водоотведения наблюдается низкий уровень собственных источников водоканалов для финансирования инвестиций и, как следствие, высокий уровень износа активов, большие потери воды в сетях и плохое качество услуг водоснабжения и водоотведения. Кроме того, сфера водоснабжения и водоотведения также характеризуется низким уровнем заработной платы и необходимостью улучшения уровня менеджмента на предприятиях”.
Как сообщил председатель Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Мурат Оспанов, план предусматривает увеличение источников для финансирования инвестиций в тарифе.
“Для этого будут единовременно включены в тариф результаты проведенной переоценки основных средств водоканалов в полном объеме, а также увеличена ставка прибыли на задействованные активы”. “В результате применения предполагаемых поправок возможно превышение источников, финансируемых в тарифе, над объемами инвестиций. В связи с чем прибыль будет ограничена объемом инвестиционной программы водоканалов по аналогии с предельными тарифами на электроэнергию. То есть тариф в обмен на инвестиции”, - заявил он.
По мнению властей, введение ограничений простимулирует водоканалы к проведению масштабной модернизации, реконструкции, а также разработку и утверждение инвестиционных программ, предусматривающих вложение значительных средств. Впрочем, такие программы есть практически у всех водоснабжающих организаций. И рассчитаны они были на действующие тарифы. Причем каждый раз, подавая заявку в АРЕМ на увеличение тарифов, такие организации клялись, что вот теперь-то они все модернизируют и реконструируют... Но не “срослось”.
Насколько будет действенным новое увеличение и установление предельных тарифов, пока также непонятно.
К слову, как ранее сообщал Серик Нокин, предельный уровень тарифов может быть зафиксирован на отметке не более 200 тенге/куб. без НДС.
Впрочем, Оспанов уверяет, что обязательным условием для увеличения источников финансирования является проведение водоканалами переоценки основных средств. Мол, тогда инвестор убедится в прозрачности финансов водоканалов и побежит туда. По словам Ерболата Досаева, при запланированном росте тарифов увеличение прибыли в тарифе водоканалов составит до 30 процентов (на сегодняшний день она составляет около 10 процентов). Кроме того, столь прибыльный бизнес позволит привлекать для инвестирования банковские займы.
Одновременно с этим произведут и повышение заработных плат квалифицированным сотрудникам водоканалов (проведение широкомасштабной модернизации и реконструкция активов предполагают применение новых технологий). По словам главы АРЕМ, “заработная плата производственно-административного персонала будет доведена до уровня средней зарплаты соответствующих регионов по данным статистики”.
“В целом предполагаемые поправки позволят сформировать безубыточные, эффективные тарифы на услуги водоканалов. Повысить эффективность их деятельности”, - уверены в Кабмине.
В правительстве попытались успокоить население, заверив, что одномоментного повышения тарифов не будет. Они будут расти постепенно в 2013-2015 годах в первую очередь в городах, затем - на всех остальных водоканалах.
Кроме того, продолжат практику применения дифференцированных тарифов на воду по группам потребителей, а также в зависимости от объемов потребления и в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. “Предусматривается увеличение разрыва между уровнем тарифов. Применение дифференцированных тарифов не позволит резко повысить оплату для потребителей, экономно расходующих воду по прибору учета”, - заявил Оспанов.
Да вот незадача. Нынче водоснабжающие организации мало обращают внимание на показания приборов учета. В Астане компания “Астана су арнасы” выставляет населению счета исходя из собственных “средних расчетов потребления”. По мнению ее “специалистов”, на жителя столицы приходится в месяц 7,5 кубометра воды.
Но это властей не смущает. По словам председателя АРЕМ, экономия воды налицо: “В Алматы за счет введения дифференцированных тарифов на забор воды он снизился на 65 миллионов кубических метров, что сопоставимо с годовым стоком реки Малая Алматинка”.
То, что вода в Казахстане в дефиците, известно всем. То, что к воде надо относиться бережно, - тоже известно. Но почему-то все это у нас делается исключительно за счет рядовых и, заметим, весьма законопослушных и патриотично настроенных потребителей. Бизнес-структуры же в погоне за прибылью предпочитают жаловаться на бедность, не вкладывая и копейки в ликвидацию “технических потерь”: ремонт дырявых труб, например. Вот и сейчас власти идут на поводу у таких горе-бизнесменов. И это притом, что из госказны до 2020 года для обновления технического фонда объектов водоснабжения и водоотведения планируют выделить более 1,27 триллиона тенге.
Астана |