|
Алан Байтенов
Проект строительства комплекса “Байтерек” в ближайшее время изменится до неузнаваемости. Так, недавно председатель Национального космического агентства (Казкосмос) Талгат Мусабаев предложил отказаться от первоначальных планов и заменить ракетоноситель “Ангара” на украинский “Зенит”. Это, по его мнению, значительно удешевит проект. По данным, приведенным Казкосмосом, сейчас для того, чтобы создать комплекс на базе “Ангары”, необходимо затратить около 2 миллиардов долларов США. Тогда как в 2004 году стоимость этого же проекта составляла примерно 220 миллионов долларов США. И учитывая то, что Россия, главный партнер в этом вопросе, сейчас больше занята строительством космодрома “Восточный”, этот проект Казахстану не вытянуть в одиночку. Тем самым мы уже потеряли “Байтерек” и, наверное, потеряем еще и “Байконур”
Договоренности о совместном с Россией строительстве стартового комплекса “Байтерек” достигли еще в 2004 году. Разместить новый комплекс должны были на известном всем космодроме Байконур. По смете, что обнародовали сразу же после подписания договора, строительство нового комплекса должно было уместиться в 223 миллиона долларов США. Однако со временем планы нашего стратегического партнера изменились, и строительство так и не началось. Между тем стоимость проекта возросла многократно, и сейчас для того, чтобы “получить” “Ангару”, необходимо затратить около 2 миллиардов долларов США. И учитывая, что изначально инвестиции в проект должны были проходить по схеме 50 на 50, России с изменением цены стало невыгодно участвовать в совместном с Казахстаном проекте. Поэтому сосед начал уделять больше внимания своему космодрому “Восточный” с площадкой под “Ангару”.
В то же время строительство “Байтерека” для Казахстана было исключительно выгодным решением. Кроме уверенности в дальнейшем содержании Байконура Казахстан должен был получить все коммерческие запуски “Ангары”, которая придет на смену самому популярному в мире “Протону”. Однако эта монополия, по мнению независимых экспертов, и стала главной причиной затягивания проекта российской стороной - “Ангара”, несмотря на то, что это разработка еще советских инженеров, является одной из самых передовых ракет-носителей. И отдавать все коммерческие запуски (не имея у себя даже одного комплекса, способного запустить “Ангару”) пусть и стратегически важному партнеру, но все же независимому государству, было бы несколько нелогично. Ведь на самом деле были случаи, когда Астана отказывала в проведении внеплановых запусков “Союза”, в частности, отказывала в предоставлении участков земли под падение ступеней (“В середине весны (май 2012 года. - “НП”) на Байконуре началась подготовка к двум пускам ракет “Союз” - “Союз-2.1а” с европейским метеорологическим космическим аппаратом MetOp B и “Союз-ФГ” с кластером российских спутников “Канопус-В” и МКА, белорусского БКА, канадского ADS-1B и немецкого TET-1. Однако в конце мая неофициальные источники сообщили, что Россия не может вывести на орбиту три своих и четыре иностранных спутника из-за того, что Казахстан не позволяет использовать свою территорию в качестве района падения для первой ступени ракеты-носителя “Союз”, - пишет газета “Взгляд”). Конечно, позже договоренность была достигнута, но это все равно ограничение.
Кроме того, наша сторона неоднократно поднимала вопрос вывода города Байконура из-под юрисдикции России, а также поэтапного отказа от арендного договора самого космодрома. Такие мысли в середине декабря высказывал Талгат Мусабаев. А это также не вселяет уверенности в беспрепятственном развитии самостоятельной космической программы России.
Повторимся, строительство комплекса “Байтерек” - не только попытка сберечь партнерские отношения с Россией в области космоса, но и возможность сохранить уникальный космодром Байконур. Ведь, по официальной информации, срок износа оборудования космодрома составляет всего 10 лет. И это, по мнению специалистов, еще одна причина ухода России на территорию космодрома “Восточный”. Решение принято, и, по всей видимости, оно окончательно. Известны даже ближайшие планы Роскосмоса - до ввода космодрома “Восточный” 64 процента запусков российских аппаратов планируется производить с Байконура, а после запуска - только 11 процентов. Кроме того, все пилотируемые запуски на “Восточный” перенесут уже к 2018 году. Вдобавок ко всему строящийся космодром “Восточный”, по информации специалистов, находится на той же широте, что и Байконур.
Отход от дел
И все-таки, что же произойдет, если Россия уйдет с космодрома? Конечно, Казкосмос неоднократно говорил, мол, комплекс продолжит свою работу вне зависимости от того, будет ли присутствовать Россия или нет. Что, Казкосмос сейчас ведет переговоры с Украиной о прямых поставках “Зенита”, а также есть заинтересованность выкупа российского пакета акций компании “Космотранс”, которая запускает космические аппараты с помощью “Днепра”. Но это, по мнению специалистов, малоперспективные проекты. В то же время существует стратегический план развития самостоятельной космической программы Казахстана. Правда, количество вложений в эту сферу на самом деле внушительное: “Необходимо создать полноценную наземную космическую инфраструктуру, в том числе создать средства производства космических аппаратов, космической техники, развивать средства выведения космических аппаратов в космос. Также необходимо создать условия для увеличения числа заказов на запуски с космодрома. Одним из таких условий является создание собственной проектно-конструкторской и технологической базы производства космических аппаратов. Кроме того, необходимо создать собственное СКТБ КТ со сборочно-испытательным комплексом космических аппаратов (СбИК КА) по сборке и испытаниям космических аппаратов, что позволит на начальном этапе обеспечить полноценное участие Казахстана в создании отечественных спутников, а впоследствии - разрабатывать и создавать спутниковые системы самостоятельно”.
В общем, необходимо создавать космическую отрасль с самого нулевого уровня. Естественно, без привлечения экспертов, например, Европейского космического агентства (озвучивалось в планах Казкосмоса), этого сделать невозможно. Правда, за этим стоит также и полная перестройка всех площадок Байконура, которые рассчитаны сегодня на космическую технику государств постсоветского пространства. Кроме того, не стоит забывать и про дефицит кадров, который только усугубится с уходом России и запуском космодрома “Восточный”. Но выгодно ли это Казахстану, учитывая, что отечественный космос без сильного партнера - не более чем имиджевый проект?
Конечно, есть версии, что после ухода России с космодрома Байконур комплекс реконструируют в международный центр космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами. Или такое мнение - после ухода России с Байконура там появятся американцы. Это предположил в интервью “Русской службы новостей” военный обозреватель газеты “Комсомольская правда” Виктор Баранец: “Казахи подталкивают нас с Байконура с помощью американцев, поскольку те уже давно жужжат на ухо казахскому руководству, - сказал он. - Как только уйдут россияне, там появятся американцы, которые будут получать от космодрома свою выгоду, а также влиять на политику Казахстана”. Правда, такой исход маловероятен - Казахстан, по всей видимости, предпочтет законсервировать этот стратегический объект, дабы сохранить нормальные отношения со стратегическим партнером. |