|
Кризис наступает тогда, когда о нем говорят все, кроме министров
Осень, которую ждали
На неделе правительству предложили увеличить дефицит республиканского бюджета. В связи с тем, что ожидаемых поступлений в него оказалось куда меньше, чем ожидали они еще весной. Меньше аж на 382,8 миллиарда тенге, и теперь бюджетный дефицит Министерство экономического развития и торговли предлагает увеличить на 203,3 миллиарда тенге.
В качестве причины этого увеличения назвали также “нестабильность на мировых рынках”. То есть, переводя с чиновничьего на обычный человеческий язык, это означает, что цены поднимутся в эту зиму куда выше, чем обычно. Потому что любая такая нестабильность где-нибудь на Уолл стрит или в Сити автоматически отражается на наших кошельках. Такая уж наша ныне “встроенность” в мировую экономику.
При этом министр экономики Ерболат Досаев, докладывавший о ситуации с дефицитом, отметил, что в этом году цены на экспортируемые Казахстаном товары снизились. Но на какие именно, не уточнил. А “уточнили” самые разные комментаторы, которые тут же отметили, что главным экспортом страны являются полезные ископаемые и, в частности, нефть, цена на которую вроде бы упала не сильно.
Но сильно или нет, а сокращаться придется. Причем об этом уже говорили и писали столько и на протяжении вот уже лет двух-трех, что заявлению министра никто не удивился. Ждали только, что он наконец-то скажет магическое словосочетание “вторая волна кризиса”, и тогда многие бы, наверное, вздохнули: “Ну вот, мы же говорили”. Но министр не сказал. А ведь, наверное, не сказал только из опасений вызвать нервное оживление в массах.
Однако на неделе пришла еще одна любопытная новость. Но уже издалека. США вознамерились добывать столько нефти в ближайшие годы, что готовы перекрыть объемы добычи таких стран, как Россия и Саудовская Аравия. То есть жизнь прижала.
Видать, и в самом деле пресловутая вторая волна накатывает и будущий год вполне может оправдать свой порядковый номер.
И на днях же наша обеспокоенная нестабильностью оппозиция предложила провести референдум на тему: вернуть проданные когда-то предприятия в госсобственность. Мол, проданы они были в 90-х почти за бесценок, и сегодня, когда в мире творится такое беспокойство, нужно подсуетиться и подстраховаться. Как вернуть - принудительно или по-рыночному - это нужно еще обдумать, но референдум провести необходимо в ближайшем будущем.
Мало того, что для подобных инициатив, как говорится, “самое время”, но что потом с этими предприятиями государству делать, если их продукция падает в цене? Как платить зарплаты и вообще поддерживать производство? Но, думается, очередной популистский призыв оппозиционеров отнюдь с экономикой или с реальной обеспокоенностью не связан. Если к тому же учесть, что среди инициаторов референдума есть персоны, в свое время в приватизации обойденные.
Но если обобщить и посмотреть на происходящее как бы отстраненно, то ситуация и в самом деле становится тревожной, и впору нашему руководству включать обещанные когда-то чрезвычайные программы реагирования на кризис. Пояса-то народ затянет, не впервой, а вот как будем жить, ежели и в самом деле нефть серьезно упадет и вообще наступит обещанный системный слом устоявшегося мирового экономического порядка? Ждать, когда оппозиция “подскажет”, что делать? |