|
Ольга Шишанова
Нововведения в казахстанской системе профессионального и технического обучения должны быть направлены на то, чтобы выпускники учебных заведений соответствовали если не всем, то хотя бы большинству требований работодателя. Об этом шла речь на IV Международном форуме “Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров”
Сегодня система технического и профессионального образования (ТиПО) стоит на пороге больших социальных изменений, актуальность которых назрела давно. Во многом, по словам председателя Национальной экономической палаты Казахстана “Союз Атамекен” Аблая Мырзахметова, это определяется огромной неудовлетворенностью бизнеса теми кадрами, которые готовила система технического и профессионального образования до сегодняшнего дня.
В существующей системе ТиПО утрачены главные преимущества профессионального обучения. Это связь с производством и, как следствие, получение на ранней стадии профессиональной карьеры производственного опыта, возможность зарабатывать на производстве в период ученичества и обучения в колледжах и лицеях, возможность рассматривать обучение в ТиПО в качестве дальнейшего карьерного роста и перспектив.
Последнее опирается на низкий рейтинг рабочих профессий и, как следствие, утрату мотивации и интереса к ним.
В результате, по мнению экспертов, в системе сохраняется дисбаланс между спросом и предложением, причем превалирует число работников, чей уровень квалификации в пять-семь раз ниже, чем уровень рабочих той же специализации в развитых странах.
В советское время связи образовательных заведений и предприятий были очень тесными, закрепляясь несколькими обязательными днями обучения молодых специалистов на предприятиях, им даже платили небольшую заработную плату для мотивации.
Да и вообще, социальный статус рабочего человека был весьма высок, а престижность получения рабочей профессии обеспечивала высокую популярность и интерес молодых людей к системе профессионального и технического образования. Итог - отрасль процветала.
В тот период деятельностью ТиПО руководила самостоятельная структура - Госкомитет СССР по профессионально-техническому образованию, который упразднили в 1988 году, а его функции передали Министерству образования и науки.
Однако затем, как известно, произошло резкое снижение интереса к рабочим професиям.
Этот тренд на долгие 20 лет изменил облик технического и профессионального образования в стране. Причем следствием стал тот факт, что около полумиллиона гастарбайтеров, согласно статданным, из дальнего и ближнего зарубежья активно включились в сезонные работы в сельском хозяйстве, а также на стройках Казахстана в качестве плотников, каменщиков, монтажников и сварщиков.
Вторым трендом на рынке занятости, как считают специалисты Национальной экономической палаты “Союз Атамекен”, особенно по приоритетным проектам, “стала крайняя зависимость казахстанского рынка труда от квалифицированной иностранной рабочей силы, привлекаемой как иностранными инвесторами, так и отечественными бизнесменами для успешной реализации прорывных проектов ГПФИИР”.
И это в тот период, когда в республике насчитывается почти три миллиона самозанятых с неопределенным статусом занятости и профессиональной принадлежности казахстанцев.
Для решения этой проблемы МОН и Минтруда и соцзащиты населения намерены ввести Национальную систему квалификаций, создание которой, по мнению вице-министра образования и науки Саята Шаяхметова, в Казахстане, так же, как и в других странах, вызвано глобализацией экономик.
Кроме того, Министерство труда и социальной защиты населения сегодня ведет работу по созданию более семи тысяч профессиональных стандартов в рамках упомянутой Национальной квалификационной системы, на что уже выделили около 200 миллионов тенге.
В том, что касается внедрения дуальной модели в современную практику образования, по словам Аблая Мырзахметова, “основным ее вектором должно стать не обучение на производственной базе учреждений образования, а обучение на производственной базе самих предприятий”.
То есть дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании, от которого сами работодатели, впрочем, и не отказываются.
Так, по данным МОН РК, на сегодняшний день в стране существует более 100 колледжей от предприятий, которые, испытав реальную нужду в квалифицированных кадрах, теперь сами выходят на понимание подготовки специалистов, внедряя те или иные элементы дуальной системы на своем предприятии.
Кроме того, на таких предприятиях приветствуется новшество, о котором говорил еще глава государства, - полиязычие, то есть владение тремя языками: казахским, русским и английским, за которое молодым специалистам даже обещают повышение зарплаты.
Астана |