|
Ольга Шишанова
За последние три года космическая отрасль Казахстана в качестве господдержки получила 90 миллиардов тенге. Однако проблемы, накопившиеся за много лет, решить пока не удалось
Например, совместный казахстанско-российский проект создания космического ракетного комплекса “Байтерек”, несмотря на то, что договор о его создании подписали еще в 2004 году, до сих пор испытывает ряд трудностей и не преодолел фазу проектных работ.
Основными причинами затягивания сроков реализации проекта явились задержка российской стороной реализации проекта на 47 месяцев и увеличение стоимости проекта более чем в семь раз по сравнению с первоначальной стоимостью, как заявил вчера в ходе правительственного часа в мажилисе РК председатель Национального космического агентства РК Талгат Мусабаев.
“Причин несколько, - считает Мусабаев. - Во-первых, все риски легли на казахстанскую сторону, во-вторых, россияне не идут на совместное финансирование проекта, а значит, не будут заинтересованы в его дальнейшей эксплуатации”. Действительно, первоначальная стоимость проекта составляла 223 миллиона долларов, однако в процессе она поднялась до 1,7 миллиарда долларов.
Третьей причиной глава Казкосмоса назвал “возведение россиянами космодрома “Восточный” на одной широте с Байконуром - это прямая конкуренция нашему космодрому”, говорит Мусабаев.
В то же время Казахстан ведет переговоры с Россией о ее поэтапном отходе от условий аренды комплекса Байконур. Также ведется речь и о переходе города Байконур под юрисдикцию республики. “Мы не говорим, что сразу аренду прекращаем. Это невозможно одним махом сделать, только частично и поэтапно”, - считает Мусабаев.
Между тем какие-то точные даты, когда это произойдет, неизвестны, хотя, по словам главы космического ведомства, Казахстан предлагал России решить это уже к 2015 году.
Одновременно Казахстану в сфере ракетно-космической деятельности предстоит реализовать ряд крупных инвестиционных проектов. Это создание космической системы связи серии Kazsat, создание космической системы дистанционного зондирования Земли и создание сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов.
И если развитие космической системы зондирования идет поэтапно, то в двух других областях имеются определенные проблемы. Например, по заявлению депутата Турсунбека Омурзакова, наши операторы предпочитают иностранные спутники, причем с завышенными тарифами, а казахстанской системой Kazsat-2, обошедшейся бюджету в 115 миллионов долларов, пользуются лишь девять отечественных операторов, или 46 процентов рынка. На это глава ведомства пояснил, что “большинство наших операторов заманили в кабалу, но они все равно к нам вернутся. Пусть у нас в секторе сейчас девять операторов, но это операторы серьезных ведомств”.
Что же касается создания сборочно-испытательного комплекса, который заложили недалеко от Астаны в 2009 году, то, по словам Талгата Мусабаева, спутники поэтапно строят сейчас в Тулузе и Суррее, там проблем нет. “А вот у нас есть проблемы - с наземной частью, поскольку такая система создается у нас впервые, и опыта ни у кого нет. Такие аппараты - не отверточная сборка”, - заметил глава космического ведомства.
При этом Мусабаев посетовал, что в Казахстане очень “не хватает молодых ученых, умеющих работать с космической техникой”. “Мы ведь собираемся развивать собственную космическую индустрию, а не, как некоторые другие страны, пользоваться чужими трудами. Значит, нам необходимы квалифицированные кадры. Мы уже поставили эту задачу перед Минобразования, - говорит Талгат Мусабаев, - и они пошли нам навстречу”.
Однако помимо отсутствия необходимого количества ученых умов проект под Астаной “завис” еще и из-за недостаточного финансирования, которое “отложило на год срок его введения в эксплуатацию”, добавил Мусабаев.
Астана |