Юлиана Жихорь
То, что в Казахстане - одной из крупнейших (по территории) стран мира - наблюдается дефицит воды, ни для кого не секрет. Наша страна зависит от нескольких крупнейших водных артерий, которые формируются на территории соседних государств. Одно из которых - Китай - предпочитает де-юре заявлять о необходимости раздела трансграничных рек, но де-факто - перенаправлять воду из Иртыша и Или на собственные технические нужды
Как известно, сегодня в КНР реализуют стратегию по масштабному освоению Западного Китая. В первую очередь речь идет о Синьцзян-Уйгурском автономном районе, который уже через десяток лет планируют превратить в региональный промышленный центр, одновременно с этим населив этническими китайцами (ханьцами), переселив их из других районов страны. Соответственно, рост промышленности и населения требует значительных энергетических, водных и продовольственных ресурсов. Но... Климатические условия региона таковы, что без ирригационных систем не обойтись.
И вот тут-то и возникает сложность. СУАР - одна из самых засушливых территорий Китая. Количество водных ресурсов позволяет обеспечить водой лишь 18 миллионов человек, а сегодня в регионе проживают уже свыше 20 миллионов. Прибавить к этому планы по промышленному росту и необходимость развития ирригационных систем - и становится понятно, что единственным способом избавиться от дефицита может стать блокирование течения рек - дабы не допустить “утечки” стратегического ресурса за рубеж.
Согласно международным правовым документам, Китай является владельцем речного стока, сформировавшегося на его территории. И он правомочен распоряжаться им по своему усмотрению, но “рационально”: не нанося ущерба экологии и экономике стран, лежащих ниже по течению рек.
Однако в казахстанско-китайских двусторонних документах по речному водоразделу Китай зафиксировал важный пункт: Казахстан не может противодействовать планам КНР по расширению забора воды рек Или и Иртыш, так как это является “рациональным подходом китайской стороны”.
С точки зрения Китая, это действительно рациaонально. В ближайшие пару десятилетий Пекин намерен использовать гидроресурсы почти 40 трансграничных с Казахстаном рек: на одних будут строить гидроэлектростанции и водохранилища, воды других перенаправлять по каналам и трубопроводам в бедные водой районы СУАР. Так, например, в сторону одного из дальних уездов перенаправят часть воды из Черного Иртыша, построят каналы Черный Иртыш - Карамай и Иртыш - Урумчи (по первому каналу значительный сток реки Черный Иртыш уходит в озеро Улюнгур для использования промышленными предприятиями Карамайского нефтяного бассейна для питьевого и промышленного водоснабжения, а также на орошение сельскохозяйственных посевов в этом районе).
Вообще, надо отметить, что, если все планы Пекин реализует, то Иртыш и Или фактически прекратят свое существование на территории РК. Уже сегодня водозабор из Иртыша превышает 15 процентов стока, а лет через 10-20, учитывая объемы планируемых и уже имеющихся гидросооружений, водозабор может превысить 60 процентов. Общий же водозабор китайской стороной из реки Или может составить не менее половины ее общего водостока. Это нанесет огромный удар не только по экономике Восточного Казахстана (почти 70 процентов всего водостока этих двух рек образуются в Китае), но и по экологии РК и России. Так, российские эксперты отмечают, что из-за перемены русла Черного Иртыша северные регионы Казахстана уже столкнулись с проблемами водоснабжения (в частности, обмелел 300-километровый канал Иртыш - Караганда). А Россия недополучает свыше 2 кубических километров воды в год, и в ближайшее время с дефицитом воды могут столкнуться Омская, Курганская и Тюменская области РФ. Как считают ученые, водохозяйственная деятельность Пекина приведет к столь масштабному обмелению реки, что казахстанской стороне с большим трудом удастся поддерживать санитарный минимум воды, причем придется отказаться от судоходства, рыболовства и необходимого затопления пойменных угодий.
А в ближайшие годы речь можно будет вести о масштабной экологической катастрофе в Прииртышье и Южной Сибири, которая по объемам будет не меньше, если не более аральской проблемы.
По сути, нежелание Пекина присоединяться к Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (хотя бы в ближайшие пару десятилетий) и стремление вести переговоры по трансграничным рекам исключительно в двустороннем формате, являются этаким дипломатическим способом затягивания решения вопроса. Видимо, до тех пор, пока не будут реализованы все экономико-социальные планы КНР в Западном Китае. Ведь тогда решать будет уже просто нечего.
Астана |