ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Смысл истории События

Константин Маскаев
Единственный подозреваемый по делу о трагедии на временном пограничном посту “Арканкерген” отказался появляться в зале суда до момента, когда настанет его черед давать показания. Один раз он был принудительно доставлен в суд, где подтвердил свое нежелание наблюдать ход слушаний. Пока судебные заседания проходят без него

Демарши, предпринятые Челахом, демонстрация “разоблачающей” оперативной съемки, отказ вдовы капитана Кереева от материальных претензий к подсудимому - вот, пожалуй, самые заметные события в деле на минувшей неделе.
В понедельник суд продолжился без подозреваемого. Адвокат Сарсенов передал суду целый пакет своих отводов, возражений и ходатайств. Создается впечатление, что все идет по кругу. У обвинения есть аж два признания Челаха в массовом убийстве; суду, похоже, вполне хватает аргументации, предложенной следствием; защита пока не выступила ни с какими серьезными контраргументами, ограничиваясь заявлениями об отводе судьи и прокурора.
Но прежде обратим внимание на запись скрытого наблюдения, сделанную следствием, по-видимому, где-то в ушаралском СИЗО в первые дни содержания там Челаха.
В объективе двухъярусная кровать, на каждом ярусе которой лежит по одному человеку. По жестикуляции собеседников можно предположить, что на нижнем ярусе человек, которого мы должны воспринимать как Челаха, на верхнем - сокамерник. Только визуально, без использования антропометрических замеров, идентифицировать личности тех, кто в кадре, - невозможно. Голос одного из них похож на голос Челаха.
Итак, эти двое разговаривают, делятся обстоятельствами, которые привели каждого из них в камеру. Обладатель голоса Челаха рассказывает, как расстреливал сослуживцев. Прежде он сообщает сокамернику о некоторых трудностях во взаимоотношениях с сослуживцами: “Мне предлагали, я пить отказался, с этими... Они сначала тебе гадости говорят, потом пить предлагают”. Сокамерник поощряет собеседника к рассказу подробностей. Тот увлеченно делится, как перезаряжал автоматы и пистолет, как стрелял по сослуживцам. Вначале, по его словам, многие оказались ранены и лишены возможности сопротивляться. Затем добиты. Егерь был убит как свидетель.
Затем идут подробности того, как собрал три сумки с вещами, телефонами, ноутбуком, продуктами, как готовил уход, поджег строения, как от звуков разрывающихся в пожаре патронов сбежали лошади. Как, в конце концов, пришлось идти пешком, несколько дней голодать, потому что уронил сумку с продуктами в пропасть. Как забрался на отдых в зимовье, где его обнаружил поисковый отряд. Звучат сожаления, что попался, что мог выручить за проданные гаджеты и оружие около 300 тысяч тенге и скрыться либо в Караганде, либо где-то еще.
Продемонстрированная запись должна убедить всех, что Челах виновен.
Даже если на записи Челах, остается вопрос: доказывает ли этот текст, что все было именно так и совершено рассказчиком? Ведь рассказ Челаха может оказаться всего лишь фантазией и бравадой: хотел удивить сокамерника и показать, что свой в уголовной среде. Не нужно быть криминальным психологом, чтобы знать, что так бывает. Особенно с неопытными задержанными. И можно ли такие “признания” сокамерникам принимать за чистую монету.
Поясню, лично я с первой публикации не исключаю ни технической возможности, ни морально-психологических стимулов у одного человека, пусть и 19-летнего молодого солдата, совершить инкриминируемые действия. И киногероем для этого быть не обязательно.
Сторонникам “рэмбо-версии” могу предложить еще и такую: расправляться с сослуживцами начали по предварительному сговору трое солдат. Но двоих подельников- “палачей” третий по завершении устранил.
Могло ли так быть? Могло. Или не могло. Это лишь предположения в ряду других. Но следствие не может убедительно ни опровергнуть, ни подтвердить их. А основное доказательство строит на словах, которые, по известной поговорке, к делу не пришьешь.
Что касается личности подозреваемого, у меня сложилось мнение о педагогической запущенности, отсутствии качественных жизненных убеждений, низкой эрудиции на фоне завышенной самооценки. Плюс ощущение изгоя в собственной семье. Как результат - сложный, неуживчивый характер духовно бедного приспособленца и лентяя. Простите за эту оценку.
Тем не менее мне недостаточно одних его признаний. Все это лирика, эмоции. А других веских материальных неопровержимых доказательств следствие почему-то не сумело “нарыть”. Почему не представлены, например, смывы с рук, тела и волос Челаха? Представляете, один человек враз выпускает несколько магазинов и обойм из автомата и пистолета! На человеке неизбежно окажутся следы пороха. Причем в концентрации, которая может указывать на интенсивность стрельбы.
До сих пор в суд не вызван другой ключевой “игрок” ситуации - свидетель Алексей Фомин, бывший командир заставы “Сары-Боктер”.
Обвинение строится на признании подозреваемого и на совокупности его же показаний, которые указывают, что он был на месте преступления. У следствия нет альтернативной или уточняющей картины. От которой, впрочем, Челах уже открестился.
Это говорит не в пользу компетентности. Выходит, специалисты наши - мнимые? Их пригодность - под сомнением. Да и юридическая компетентность оставляет желать лучшего. Это при том, что к делу были подключены лучшие. А что можно говорить об обычных или посредственных, расследующих повседневные рутинные, нерезонансные дела?
Трагедия на “Арканкергене”, вполне ожидаемо, обнажила большие проблемы в авторитетных ведомствах и в отношении к ним общества.
фото из архива “НП”
Засуетились, например, в Погранслужбе КНБ Казахстана. Спешно инициировали принятие нового Закона “О государственной границе”. Возьмутся за дисциплину, обещают решить социальные вопросы, займутся техническим перевооружением, будут тщательно подбирать офицеров и воинов.
В юстиции и полиции тоже есть о чем задуматься. Большая часть общества не доверяет официальной версии не потому, что так быть не могло, а потому, что допускает, что следствие может скрывать истинную картину. На протяжении длительного времени полиция дискредитировала себя некомпетентностью и коррумпированностью и окончательно растеряла доверие. То же самое касается и судебной системы.
К тому же народ видит, что при попустительстве закона и взаимном покровительстве сформировались неприкасаемые, те самые VIP-ы, которые живут вне социальных норм и правил. Представители этой “элиты”, к слову, облюбовали для охоты приграничную территорию. И народ допускает, что если частные охотничьи угодья могут располагаться в границах режимной территории, то почему бы VIP-охотникам не пострелять полтора десятка людей? Логика хоть и не самая последовательная, но красноречиво демонстрирует отношение общества к этой так называемой “элите”.
Было бы неплохо, если бы дело Челаха как-то изменило ситуацию. Во всяком случае, этого ждет общество, и в этом, по большому счету, высший смысл всей этой арканкергенской истории.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение