|
Ольга Шишанова
Вопросы качества учебников регулярно рассматривают на уровне правительства РК, однако вопрос до сих пор не нашел положительного решения
Действительно, качество учебников не первый год продолжает вызывать нарекания как детей, так и их родителей, и тех немногих профессиональных педагогов, которые до сих пор еще задержались в школах. Причем ошибок этих множество как по качеству печатного материала, так и в отношении банальных опечаток.
Для того, чтобы избежать такого в будущем, Минобразования приняло решение менять казахстанские учебники один раз в четыре года, о чем в ходе заседания Комитета по социально-культурному развитию по вопросам издания учебной литературы, обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами организаций образования заявил вице-министр образования и науки РК Мурат Абенов.
Кроме того, по его словам, в Казахстане школьные учебники по всем учебным дисциплинам издают частные издательства строго после проведения государственной экспертизы, в соответствии с ГОСО и учебными программами, утвержденными Министерством образования и науки.
Также сегодня в вопросах качества учебников произошли принципиальные изменения. “Во-первых, ввели конкурентную среду для разработки учебников. Во-вторых, сформировали систему оценки - специальную экспертизу. В-третьих, введут апробацию новых учебников. И уже в 2014 году новые учебники, которые примет группа экспертов, отдадут на апробацию в школы”, - рассказал вице-министр.
Однако это заявление вызвало ряд вопросов у председателя комитета Дариги Назарбаевой: “Если учебник не прошел апробацию, а дети уже целый год проучились по “плохому” учебнику, то кто восстановит этот пробел в их знаниях?”.
На это Абенов пояснил, что “ранее этапа апробации вообще не было. Поэтому не были исключены и ошибки. Этап апробации нам нужен для того, чтобы и здесь не допускать ошибок, то есть это возможность для исправления ошибки”.
Однако Даригу Назарбаеву такой ответ не удовлетворил: “Учебники приняли, экспертиза их подтвердила. Ну а дальше - какова все-таки задача апробации?”.
Вместо вице-министра ситуацию попыталась разъяснить депутат Гульмира Исимбаева, которая сообщила, что ранее все же существовали экспериментальные школы по апробации учебников. Так, по ее словам, когда выпускали новый учебник, “то определяли школы, и по этому учебнику один класс или одна школа занимались в течение года. На основании этого экспериментального года к этим учебникам все свои замечания составляли учителя, родители, ученики и направляли затем уже в авторский коллектив, министерству для того, чтобы до массового внедрения учебников все эти замечания учли. После чего только принимали решение - или этот учебник вообще в дальнейшем снимается, или же он будет дополнен с учетом всех замечаний, прежде чем пойти в тираж”. Но потом это отменили и тем самым “нанесли огромный вред”, посетовала Исимбаева.
Тем не менее, несмотря на все доводы спикеров, в этот раз снова четкого ответа на вопрос, кто будет компенсировать детям недополученные из-за некачественного учебника знания, не поступило.
А депутаты продолжали сетовать на то, что нынешние учебники далеки от совершенства и во многом уступают тем, по которым учились они сами. Так, Гульмира Исимбаева заметила, что сегодня детям требуется перевод с языка учебника на обычный язык, а мажилисмен Алдан Смайыл, хорошо владеющий государственным языком, по его признанию, зачастую даже не может понять некоторые фразы в учебниках казахского языка, настолько те написаны безграмотно.
Вопрос о подопытных кроликах остался открытым.
Астана |