|
Ботагоз Сейдахметова
От дизайна до громких расследований
На V юбилейном Медиакурултае, который прошел 20 ноября 2012 года в Алматы, казахстанские журналисты дискутировали на многие важные темы. Среди них: эффективность информационного поля Казахстана и государственной политики в области СМИ, стратегии продвижения на рынке отечественных медиабрендов, СМИ в цифровую эпоху. Кроме того, во время конференции проведен мастер-класс на тему газетного и онлайн-дизайна
На первом пленарном заседании особо заметным стало выступление Маржан Ельшибаевой, исполнительного директора Internews Kazakhstan. Ее необычная презентация, выстроенная в виде живого перфоманса, касалась новых законопроектов по СМИ. В качестве статистов выступили студенты факультета журналистики, которые держали в руках плакаты с тезисами презентации. В частности, спикер рассказала о своем отношении к новому Уголовному кодексу, к законопроектам об информатизации и защите персональных данных, по терроризму и прочему.
По ее мнению, новый Уголовный кодекс в отношении журналистов ужесточился, потому что увеличились штрафы. “Если раньше они исчислялись в единичных месячных показателях, то сейчас доходят до десятков и сотен расчетных показателей. Правозащитные организации много раз говорили о том, что именно эти статьи кодекса не позволяют журналистам вести расследования. Поэтому на вопрос, почему в стране нет громких журналистских расследований, ответ кроется в том, что законы наши так прописаны, что за расследование журналист сядет в тюрьму.
170-я статья проекта напрямую обязывает журналистов раскрывать источники своей информации и всячески содействовать борьбе с преступностью”, - считает Маржан Ельшибаева. Кроме того, она уверена, что сообщения в СМИ о преступлениях являются поводом для возбуждения уголовного дела, и приводит в пример дело пограничника Челаха. “То, что выводят прессу из зала - это нарушение закона, в частности, нормативного постановления суда. Если это гласный процесс, журналисты, особенно пишущие, должны оставаться в зале суда. Понятно, что запрещают снимать на фото и видео. Наблюдать за процессом через монитор - неправильно: один монитор не очень хорошего качества с одной камеры не даст представления всего происходящего”, - уверена она.
Что касается законопроекта об информатизации, то, по ее мнению, главная особенность этого законопроекта в том, что он значительно потяжелел. “От ста статей вырос до более двухсот. Плюс в том, что расширен понятийный аппарат, появились определения таким понятиям, как компьютерный саботаж, киберпреступность. Минус в том, что разные законы эти понятия трактуют по-своему, - уверяет Маржан Ельшибаева. - В Административном кодексе вы найдете совершенно иное объяснение этим терминам. Но проблема не только в отсутствии универсального определения. Очень сильно расширена компетенция органов национальной безопасности. КНБ могут сами формировать, регистрировать, хранить, обрабатывать, передавать, защищать, определять порядок доступа к электронным информационным ресурсам, содержащим государственные секреты. Они могут по собственному усмотрению засекречивать информацию. Нигде не прописаны критерии, почему та или иная информация относится к разряду секретов”.
По словам Маржан Ельшибаевой, никто в нашей стране не знает, как работать с новым законопроектом о защите персональных данных. В частности, как соблюсти баланс между защитой личной информации и свободой слова. “Депутаты предлагают вообще создать самостоятельный орган и вести реестр персональных данных. Таким образом появляется еще одна категория дел в судебной практике. Так что помимо статей из Уголовного кодекса за журналистское расследование можно будет повесить статью и из этого закона. Поэтому наша задача и задача медийных организаций - содействовать тому, чтобы СМИ вывели из этого закона, чем больше мы все об этом будем говорить, обсуждать, делать об этом репортажи, тем больше шансов, что этот законопроект не будет снова про нас”.
Интересные мысли высказала Маржан Ельшибаева и о законопроекте, который касается защиты детей от информации: “Законопроект инициирован в связи с договором Межпарламентской ассамблеи. Подобный закон принят в России, и вы наверняка в курсе всей той ситуации, которая создалась вокруг этого закона в России. Согласно которому, и мультфильм “Ну, погоди!” нельзя смотреть детям до 16 лет. Наш законопроект очень похож на него. С той лишь разницей, что у нас должен быть создан уполномоченный орган, который будет анализировать весь контент на предмет его “вредности” для детей, маркировать и давать добро на его показ. В России, например, маркировка информационной продукции проводится добровольно и самостоятельно СМИ а в спорных случаях прибегают к экспертизе информационной продукции, а у нас законодатель предлагает обязательно проведение экспертизы госорганом до распространения информационной продукции”.
Кроме того, спикер считает, что законопроект по противодействию терроризму усложнит развитие такого жанра, как журналистское расследование. СМИ обязаны оказывать содействие госорганам в противодействии терроризму. Допустим, попросил антитеррористический отдел не показывать материал, СМИ должны подчиниться, если покажут, тогда могут привлечь.
Интересная дискуссия на Медиакурултае прошла по теме: “Цифровой формат вещания и его влияние на многообразие источников информации”. Открыла дискуссию Рита Рудуша из британского Open Society Foundation с презентацией исследования новой мировой карты цифровых медиа. Это исследование в Казахстане проводили Адиль Нурмаков, профессор, журналист, блогер, и Фредерик Эмрик, профессор факультета журналистики КИМЭП, исследователь по проекту “Mapping Digital Media: Казахстан”. О первом этапе внедрения цифрового вещания в Казахстане рассказали Болат Кальянбеков, председатель комитета информации архивов, и представители АО “Казтелерадио”, и Ерлан Жазыкбаев, главный коммерческий директор АО “Казтелерадио”.
Шолпан Жаксыбаева, исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана, от лица организаторов этой секции предложила ряд рекомендаций для правительства и парламента нашей страны. В частности, разработать программу развития цифрового телерадиовещания как системный проект, со всеми этапами, с обоснованием технических решений. А также оформить депутатский запрос с просьбой обнародовать распоряжение, на основе которого было принято решение по координированию сигнала в цифровой (спутниковой и наземной) сети.
Что касается мастер-класса по медиадизайну для отечественных издателей печатных и онлайн-СМИ, его проводил спикер из Польши Яцек Утко, директор по дизайну Bonnier Business Press International, лауреат 50 наград различных международных конкурсов. На Медиакурултае он представил свое видение развития печатных и электронных СМИ. Польский медиадизайнер уверен, что “дизайн может спасти газету”. Так, известно, что две газеты после его редизайна вошли в группу “Лучший газетный дизайн в мире” на конкурсе Общества газетного дизайна. |