|
Константин Кочевников
О том, что в Казахстане может появиться свой аналог навигационной системы по типу ГЛОНАСС, всерьез говорилось еще при прежнем премьер-министре. Выпадет ли на долю нынешнего премьера Серика Ахметова долгожданный момент обретения Казахстаном своей спутниковой карты и системы ее использования, покажет время. Но одним из пунктов первой рабочей поездки Ахметова в Россию в этой должности стало посещение АО “Навигационно-информационные системы”, где для главы казахстанского правительства провели презентацию системы экстренного реагирования при авариях “ЭРА-ГЛОНАСС”. А также встречи в “Сколково”
Данную систему уже внедрили на территории России с целью повысить безопасность дорожного движения. Аналогичная или та же самая система уже в ближайшем будущем могла бы обратить “свой взор” на Белоруссию и Казахстан. Во всяком случае, наличие подобной единой карты для таможенной территории в границах ЕЭП - вполне логичный и ожидаемый проект, считают в российских “Навигационно-информационных системах”.
Казахстану предлагают систему, аналогичную европейской Е-Сall, которая так же, как и “ЭРА-ГЛОНАСС”, используется на транспорте. Главная ее задача - оперативное реагирование на дорогах в случае наступления аварий и спасение людей. Для стран ЕЭП, где протяженность дорог гораздо больше, чем в Европе, а концентрация и плотность расположения населенных пунктов и мест, откуда может прийти помощь, значительно ниже, это действительно актуальный вопрос.
Некоторое время назад председатель республиканского Агентства по управлению земельными ресурсами (АЗР) Умирзак Узбеков делал разъяснение, что в распоряжении его ведомства и в целом в Казахстане до сих пор используется координатная система СК-42 (названная по году создания - 1942) и оставшаяся от Советского Союза. Пользоваться пусть и точной, но “бумажной” системой в век цифровых технологий не вполне уместно, а подчас крайне неудобно. Это сегодня, видимо, понятно и ребенку. Предпринимались и попытки для начала включить вопрос о финансировании на создание ТЭО спутниковой координатной системы в республике. На что требуется 135 миллионов тенге. А еще, реализовав в течение 5 лет проект стоимостью примерно 7 миллиардов тенге, можно будет получить и собственную спутниковую систему навигации. Тогда всем, включая аграриев, военных, силы КНБ, МЧС и народное хозяйство, будет хорошо и удобно.
Но в настоящее время, по-видимому, речи о создании собственной казахстанской навигационной системы не идет. Предлагается использовать ГЛОНАСС - ГЛОбальную Навигационную Спутниковую Систему - советскую и российскую систему навигации, основного конкурента американской GPS. Впрочем, разработанную в свое время по заказу Министерства обороны СССР. Россия, можно сказать, уже “развесила” все 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях, и теперь занимается развитием проекта и вовлечением в него глобальной клиентуры.
Сейчас Серику Ахметову представили пока только узкоспециальную часть этой системы - “Эру-Глонасс”. Министру транспорта и коммуникаций поручено создать специальную рабочую группу для более детального изучения проекта и возможности внедрения в Казахстане. Также будет изучен вопрос в целом - о внедрении и других подобных глобальных систем, которых в мире, включая ГЛОНАСС и GPS, создано уже четыре.
Решение может быть принято в первом квартале будущего года. И, по-видимому, разработку темы создания собственной навигационной системы в Казахстане решено пока отложить. Можно высказать предположение, что тем самым Серик Ахметов поступает предупредительно и весьма рационально, уберегая казахстанских разработчиков от неизбежных соблазнов “попилить” бюджетные деньги еще на стадии создания.
Наукоемкий инновационный проект ГЛОНАСС не впервые становится в России причиной коррупционного скандала. Следствие, которое ведется сейчас, например, обнаружило, что выделенные “Российским космическим системам” (РКС) средства на создание навигационной спутниковой системы расхищались с помощью незатейливых схем. Компания РКС заключала договоры с организациями, выполняющими научно-исследовательские работы, но не имеющими собственной материально-технической базы и специалистов. Фактически же исследования проводили штатные сотрудники предприятия. Оплату за фиктивные контракты переводили на счета сторонних фирм, затем деньги выводились из оборота через фирмы-“однодневки”, считают следователи. Пока подтверждается, что руководство организации похитило не менее 6,5 миллиарда рублей (более 200 миллионов долларов).
В ходе рабочей поездки премьер-министр Серик Ахметов в сопровождении российского коллеги Дмитрия Медведева также ознакомился с работой инновационного центра “Сколково”. Известно, что его создали не так давно, когда Медведев занимал пост президента России. Возможности и перспективы особо опекаемого Медведевым подмосковного технопарка многие оценивали весьма скептически в первую очередь потому, что за два последних десятилетия Россия утратила значительную часть научного потенциала. В этом отношении проблемы российской и казахстанской науки весьма сходны. Тем не менее времена меняются, а в государствах возвращаются к пониманию роли науки. Кроме того, указывают эксперты, сохранилось исторически сложившееся понимание очень неплохой высшей школы. Есть предпосылки для интеграции в рамках и Таможенного союза, и создания Единого экономического пространства. Такие совместные программы и проекты могли бы реализовываться в “Сколково” и в университетах Казахстана. |