|
Алан Байтенов
На прошлой неделе обнародовали перечень телеканалов, обязательных к распространению в кабельных сетях Казахстана.
Правда, сделали это несколько невнятно - информация появилась не на официальном сайте Министерства культуры и информации, а на некоторых новостных интернет-ресурсах. Которые, в свою очередь, сослались на строки, что разместили на странице популярной социальной сети... По всей видимости, это новый способ распространения официальных государственных решений.
Впрочем, закон этого не запрещает. Однако здесь есть и другие не совсем прозрачные моменты - заседание комиссии по отбору компаний проходило в закрытом режиме, в список не попали наиболее крупные и рейтинговые отечественные каналы (основная задача которых - работа с социально активным населением и популяризация казахстанской культуры).
Но самое главное - исключение из списка прошло без объяснения причин
Список телеканалов, которые в обязательном порядке должны присутствовать в пакете кабельного оператора, - новый порядок, который принес Закон “О телерадиовещании”, что вступил в силу 2 марта 2012 года. Перечень обязательных телеканалов формируют на основе конкурса. Проводят его один раз в три года. По сути, эту меру вводили в качестве поддержки отечественных и социально значимых телерадиокомпаний. Ведь, если называть вещи своими именами, не всегда потребитель выбирает казахстанский контент. Причем это происходит уже по привычке. Следовательно, даже в том случае, когда отечественные телепроекты ничем не уступают тем же российским, операторы кабельного телевидения предпочитают оставаться на более прибыльных договорах, конечно же, в ущерб отечественному производителю. А эта ситуация, особенно когда взят курс на популяризацию культурных ценностей современного Казахстана и поддержки отечественного производителя, не выдерживает критики и, как оказалось, не устраивает законотворцев. В чем мы с ними полностью солидарны.
Казалось бы, что еще необходимо? Ведь такой подход к популяризации актуального именно для нашего общества контента совершенно адекватен. Особенно учитывая, что одно из главных требований комиссии, что определяет победителей конкурса, - вещание на государственном языке. В общем, требования определили, а заявки приняли. И 6 ноября нам обещали официально представить победителей упомянутого конкурса. Что, собственно, и произошло. Правда, Министерство культуры и информации пока не опубликовало этот список. Он, конечно, появился, но не на официальном сайте, а на одном из информационных ресурсов, который, в свою очередь, сослался на публикацию в социальной сети. Итак, в этот список вошли 8 государственных и 6 частных телеканалов. По информации Шолпан Жаксыбаевой, которая является исполнительным директором Национальной ассоциации телерадиовещателей, в этом перечне присутствуют телеканалы: “Казахстан” (национальный канал, вещающий на государственном языке), “Мќдениет” (канал о культуре), “Балапан” (детский канал), “Бiлiм” (образовательный канал), 24.kz (новостной телеканал), “Хабар”, “Ел Арна” (информационно-развлекательные каналы) и KazakhTV (информационно-познавательный телеканал, вещающий на трех языках - казахском, русском и английском). Кроме того, в список включили частные телеканалы КТК, НТК, “31 канал”, “7 канал”, “Астана” и СТВ.
Принцип отбора понятен. Особенно, если посмотреть первую часть, где представлены государственные телекомпании - конечно, несмотря на то, что они полностью находятся на государственном обеспечении, им все равно необходима государственная поддержка в виде позиции в обязательном перечне. Но с этим не поспоришь - решение комиссии не обсуждается. Примерно то же самое, делятся представители частных телеканалов, которые не вошли в список, они услышали после завершения заседания. Мы, конечно, не будем подробно останавливаться на не вошедших в перечень, однако упомянем несколько наиболее ярких участников этого конкурса. Это, как ни странно, “Первый Канал Евразия”, первый национальный музыкально-развлекательный телеканал Hit Tv и одна из крупнейших телерадиокомпаний СНГ “МИР”. При этом, по словам директора ТОО ТРК “SHAHAR” Инны Корченко, представители комиссии предпочли не называть причины отказа: “Ни одному участнику не объяснили, по каким причинам это произошло и почему было принято такое решение в отношении определенных телеканалов. Например, мы подали документы одними из первых. И их приняли. Однако это, по меньшей мере, странно, когда телеканал получает отказ без объяснения причин. Так как, если это действительно объективная причина, каналы приложили бы все усилия для того, чтобы исправить ситуацию и попытаться в следующий раз. И, безусловно, это сказалось бы положительно также и на качестве предлагаемого контента”. Кстати, следующий тендер объявят через три года, а этого времени как раз хватило бы на устранение недочетов.
Как нам дали понять - решение комиссии не обсуждается. Однако даже невооруженным глазом видно, каким образом решили воспользоваться механизмом защиты отечественного производителя в этот раз. Взять, к примеру, список частных телеканалов, что вошли в перечень, - программы некоторых из них базируются в первую очередь исключительно на “взрослом” контенте, а также на транслировании зарубежных программ, ничего не имеющих общего с нашим курсом и менталитетом казахстанского зрителя. Но, повторимся, решение комиссии не обсуждается.
Из разговора с директором ТОО ТРК “SHAHAR” Инной Корченко:
- Что потеряет казахстанский зритель, если телеканал не включат в перечень?
- Hit Tv транслирует отечественный продукт, который разработали специально для казахстанского телезрителя. Но самое главное - казахстанский зритель будет больше обращать внимания на зарубежные музыкальные каналы, то есть на зарубежную культуру в ущерб отечественной. И это неизбежно - телевидение, с этим спорить сложно, является одним из самых сильных инструментов влияния на общественное мнение. В нашем случае на наиболее стратегически важную аудиторию - сильных, перспективных, социально активных людей.
Наш канал является первым национальным музыкально-развлекательным телеканалом. В то же время после ребрендинга у нас подвергся корректировке формат - в нашем эфире появились не только развлекательные, но и познавательные, социально значимые проекты. Например, “Охота на бандерлогов” - проект, призванный бороться с хамством и грязью на улицах нашего города. Кроме того, есть программы Self Made и “Живи”. Так, “Живи” старается объяснить зрителям, что не стоит бояться людей, которые болеют ВИЧ и СПИДом. Эта программа выходит при поддержке и тесном сотрудничестве со специалистами ООН и ЮНИСЕФ.
Ну а Self Made - это программа о тех людях, которые сами добились всего в этой жизни. То есть это определенный стимул ставить перед собой цель и добиваться ее воплощения. Причем главное условие при выборе героя - человек, который начал все с нуля. |