|
Константин Маскаев
Вчера у здания Военного гарнизонного суда в областном центре Алматинской области городе Талдыкоргане состоялось первое судебное заседание по делу о трагедии на пограничном посту “Арканкерген”. И хотя это было так называемое предварительное слушание, на котором заявляют ходатайства сторон и никаких обстоятельств дела и других подробностей не обсуждают, слушание прошло в закрытом режиме. Впрочем, это не единственный и, понятно, не последний “сюрприз” в скандальном деле
В первый день слушаний в зал суда не допустили журналистов, а также родственников Владислава Челаха. То есть, вопреки звучавшим ранее заверениям со стороны защиты и представителей Главной военной прокуратуры об открытом режиме судебного разбирательства, первые же слушания оказались недоступны для широкого внимания. Кроме того, обращает на себя внимание то, что адвокат Серик Сарсенов уже на этой стадии демонстрирует пораженческие настроения и выражает уверенность, что решение суда будет не в пользу его подзащитного. Откуда такая уверенность, предрешенность и обреченность?
В ходе первого заседания адвокат Челаха передал суду два ходатайства. В первом он просит суд отменить постановление о привлечении пограничника в качестве обвиняемого, провести дополнительное расследование и вынести частное постановление о нарушениях законности, допущенных в ходе предварительного следствия и предания Челаха суду. Во втором документе Сарсенов просит признать явку с повинной Челаха не имеющей юридической силы и недопустимой в качестве доказательств по делу.
Новостью номер два можно считать, что вопрос о месте проведения суда над подозреваемым также решен не в пользу публичности и доступности. Никаких сигналов о возможном проведении суда в Алматы уже не поступает, суд, видимо, так и будет проходить в Талдыкоргане. По словам же Сарсенова, он и его подзащитный настаивают на проведении суда в Алматы. Адвокат также сообщил, что его подзащитный поддержал все его ходатайства, в частности, о направлении дела на доследование.
Другой неожиданный поворот в деле, который сводится к отказу пограничника от суда присяжных, адвокат Серик Сарсенов объясняет сомнением защиты в том, что суд присяжных будет беспристрастным. По словам Сарсенова, ему известны факты, когда судьи оказывают давление на присяжных. Сам Челах и его родственники поддержали такую точку зрения и предпочли доверить рассмотрение дела государственному судье.
По словам правозащитника, в этом желании суд Челаху отказать не может.
По итогам первого слушания Серик Сарсенов сообщает, что его ходатайство о признании явки с повинной Челаха не имеющей юридической силы отклонено, так как судья посчитал, что явка была учтена в рамках закона. Сарсенов добавляет, что прокуроры не нашли оснований для продления следствия, о чем адвокат также указал в ходатайстве суду.
Итогом первого дня стало назначение дня, когда должно начаться основное судебное заседание по делу. Оно откроется в 10 часов утра 19 ноября. Пока решено проводить его в Талдыкорганском городском суде.
Адвокат также заявляет о намерении дать отвод судье. По мнению Сарсенова, суд должен быть открытым, что диктуют и положения Уголовно-процессуального кодекса, и общественный резонанс, и масштаб трагедии, и множественные противоречия.
Вместе с тем официальный представитель Генеральной прокуратуры Нурдаулет Суиндиков, комментируя начало судебного разбирательства в понедельник, уверяет, что процесс будет проходить в условиях максимальной открытости, с неукоснительным соблюдением принципов всесторонности рассмотрения, состязательности и равноправия сторон.
Все заинтересованные лица, по словам Суиндикова, смогут принять участие в судебном рассмотрении, что даст возможность объективно оценить факты и доказательства, на которых основаны материалы дела.
Лишь отдельные материалы, представленные суду, информирует Суиндиков, имеют гриф секретности. Но эти материалы не касаются обстоятельств дела Челаха. Они касаются организационной деятельности пограничной службы. |