|
Юлиана Жихорь
И вновь на повестке дня парламентариев проект бюджета на ближайшую трехлетку. Правда, как выяснилось в ходе обсуждения сенаторами этого документа, народных избранников гораздо больше волнуют вопросы текущей и грядущей экономической интеграции, нежели представленные на их суд цифры
Тон задал сенатор Болат Жылкышиев, задавший премьеру вопрос о “реальных последствия вступления Казахстана в ВТО”. Он ссылался на мнение ряда казахстанских бизнес-структур и общественных объединений, “которые бьют тревогу, что скоро на полках казахстанских магазинов останутся только импортные товары”.
“Наш малый и средний бизнес неконкурентоспособен даже в рамках ТС. Не может конкурировать с товарами России и Белоруссии”, - цитировал сенатор экспертов от рынка. И, констатировав, что наш рынок нынче “занят практически полностью товарами из РФ, и потребитель покупает эти товары, потому что они значительно дешевле наших”, задал свой вопрос: “А что же будет, когда на наш рынок хлынут товары из Западной Европы, из других стран Евросоюза? Мы практически не сможем конкурировать с европейским качеством. Какова позиция правительства Казахстана по данному вопросу?”
Премьер на вопрос отвечать не стал, отослав его министру по делам экономической интеграции Жанар Айтжановой. Та попыталась цифрами таможенных пошлин доказать, что наша продукция будет конкурентоспособна на рынке. “В соответствии с подписанным и ратифицированным соглашением о зоне свободной торговли мы также не применяем импортные таможенные пошлины по отношению к товарам, происходящим из стран СНГ”, - сообщила она. Что касается переговоров по ВТО, то среднеарифметический уровень всех товарных импортных таможенных пошлин через переходный период от одного до пяти лет после вступления в ВТО будет 7,9 процента. “До формирования ТС среднеарифметический уровень казахстанских импортных таможенных пошлин составлял 6,2 процента”, - сообщила она.
“Поэтому говорить о том, что нахлынут товары из Европы и станут более конкурентоспособными по цене, чем казахстанские товары, из-за импортных таможенных пошлин, не приходится”, - резюмировала Айтжанова.
Что касается сроков вступления в ВТО, то, по словам Жанар Айтжановой, переговоры пока не завершились по вопросу определения объемов субсидирования сельского хозяйства.
Тему продолжил Жумабек Турегельдинов, поинтересовавшийся перспективами (точнее, желанием КНР) свободного перемещения рабочей силы между Казахстаном и Китаем: “Мы согласились или мы отказались от этого?”
Все та же Айтжанова сообщила, что договоренности есть “не с Китаем, а со странами-членами ВТО”. “У нас будут либерализовываться условия въезда только для узкого сегмента рабочей силы - высококвалифицированных специалистов и менеджеров только для тех компаний, которые работают как инвесторы на территории Казахстана и поставляют услуги на территорию Казахстана. Причем определение этих специалистов и менеджеров очень четкое. Это только по тем специальностям, в которых страна заинтересована для привлечения иностранных инвестиций, привлечения именно такого рода квалификационной рабочей силы. И именно в сфере услуг у нас есть ограничение, что соотношение между иностранными и казахстанскими высококвалифицированными сотрудниками должно быть 50 на 50”.
А вот Гани Касымов поднял тему казахстанского лобби на переговорах. Точнее, внутреннего препятствия, мешающего казахстанским дипломатам уважать в процессе переговоров государственный язык. Сегодня, согласно конституционному Закону о языках, законы (речь шла о международных интеграционных соглашениях) подписываются на русском языке. “А если наши члены правительства сейчас или в будущем не будут знать русского языка? 46 стран в ОБСЕ, 46 рабочих языков - язык каждого государства. И ничего, на 46 языках размножают на принтах и раздают. В случае споров берется или английский, или один из рабочих языков по договоренности. Но делать все документы...”, - возмущался он практикой подписания договоров исключительно на одном языке. И предложил: “Надо вернуться к истокам и поставить сейчас на утрату (данное положение закона. -
“НП”
)
”.
“Если мы равноправный член ООН, если мы субъект международного права, надо на основе международного права подписывать такие соглашения, - заявил Гани Касымов. - А не по удельному весу: кто сильнее, кто храбрее, кто нахрапистее с какой стороны переговорного процесса. Вот у нас этих качеств как раз не хватает”.
Астана |