|
Юлиана Жихорь
Согласно Конституции, в нашей стране двойное гражданство запрещено. Человек, получивший гражданство другой страны, автоматически лишается (или, по крайней мере, должен) гражданства РК. Однако на практике люди с двойным (а то и более) гражданством не только беспроблемно владеют паспортом Казахстана, но и работают на государственной службе. Прекратить игру на два фронта, равно как и развивать любовь к родине запретом на владение имущества за рубежом, призывают нынче парламентарии
Во время обсуждения в мажилисе поправок в ряд законодательных актов по вопросам государственной службы мажилисмен Рауан Шаекин поинтересовался: возможно ли ввести жесткий контроль гражданства отечественных госслужащих. И в случае чего столь же жестко исключать из рядов чиновников многопаспортников. Потому что, как заявил Шаекин, “на практике есть (чиновники. -
“НП”) с российским гражданством, которые работают на государственной службе. Иногда связаны и с государственными секретами”.
Глава Агентства по государственной службе Алихан Байменов жестких мер вне компетенции закона принять не может. Потому как есть Конституция, запрещающая иметь “вторую родину”, но нет информации о получении казахстанцами вторых паспортов. “Проблема заключается в обмене информацией между уполномоченными государственными органами. Не все страны предоставляют своевременно информацию о том, какие наши граждане получили их гражданство. Потому что в ряде стран по их Конституции допускается двойное гражданство. И не все уполномоченные органы идут на подписание соглашения по этому вопросу с нашим МВД”, - заявил Байменов. Добавив, что он сталкивался с данной проблемой, будучи еще председателем Комиссии по гражданству при президенте.
Что же касается госслужбы, то, как было заявлено, как только становится известно, что служащий - гражданин еще какой-либо страны, “он автоматически, как не выполняющий требования Конституции и не выполняющий требования данного закона, должен увольняться с госслужбы. Более того, данную информацию необходимо передавать в соответствующие правоохранительные органы”.
То есть, по сути, получается, что сегодня любой гражданин с любым количеством паспортов, включая казахстанский, может достаточно легко устроиться на государственную службу и получить доступ к государственным секретам по причине отсутствия у спецслужб информации о его истинном гражданстве. Что, собственно, и происходит. В министерствах и ведомствах нередко можно встретить “тайных” граждан России, Белоруссии, Кыргызстана (кто его знает, может, и Гондураса), имеющих высокую категорию госслужащих и импортный паспорт “на черный день”. Получается, что страна, пусть даже на уровне планирования государственной политики, не в состоянии уберечь себя от “иностранного влияния”.
На честность же многопаспортников надеяться не приходится - рисковать сегодня хорошим местом ради признания получения в “смутные времена” паспорта соседнего государства никто не будет.
Кстати, как вариант патриотизма
Р. Шаекин предложил рассмотреть в качестве одной из категорий принятия на государственную службу отсутствие вида на жительство членов семьи кандидата (на госслужбу), а также отсутствие у претендента недвижимости за рубежом, зарегистрированной на него или его близких родственников. “Является ли это, как вы считаете, для государственного служащего, юридическим языком говоря, отягчающим обстоятельством?” - обратился депутат к главе Агентства по госслужбе.
Оказывается, с точки зрения Байменова и прав человека, наличие недвижимости за рубежом, равно как и наличие у членов семьи госслужащего гражданства другого государства (и вида на жительство в РК) для патриотизма - не проблема.
“Что касается вида на жительство членов семьи либо покупки недвижимости, мне кажется, это вопрос более широкого концептуального характера, связанный с правами, с ограничением прав и свобод граждан. Я полагаю, что это можно было бы рассматривать в другом контексте. Не в рамках этого закона”, - заявил он, добавив все же, что “прозрачность в этом вопросе должна быть”.
Астана |