Сайт Агентства финансовой полиции Казахстана еженедельно пополняется сообщениями о массовых фактах коррупции в рядах отечественных чиновников. Взятки, использование служебного положения, злоупотребление, подлог, вымогательство... Порой складывается ощущение, что работать на благо родины в нашей стране не комильфо...
В последние годы Казахстан сотрясают громкие коррупционные скандалы. Одного за другим на скамью подсудимых за взяточничество и превышение служебных полномочий отправляют крупных чиновников. В настоящее время идут два судебных процесса: по делу экс-руководителя Агентства РК по управлению земельными ресурсами Умарзака Узбекова, его заместителей и руководства РГКП “Казгеодезия” (им вменяют хищение 906 миллионов тенге, выделенных на обеспечение тахографами, геодезической и картографической продукцией, в том числе на создание морской карты казахстанского сектора Каспийского моря) и по делу бывшего председателя Комитета таможенного контроля Серика Баймаганбетова. Последнего обвиняют в злоупотреблении служебным положением и получении взятки частями, в общей сложности - 80 тысяч долларов. По утверждению финансовой полиции, эта крупная взятка была получена “за назначение на должность заместителя начальника одного из областных департаментов таможенного контроля и общее покровительство”.
Но это крупные дела. Берут же в нашей стране, если судить по статданным, которыми время от времени “радует” финансовая полиция, все и все. Например, несмотря на то, что в Казахстане уголовно преследуемым является как получение взятки, так и факты дачи взятки, за дачу взятки у нас ловят и сажают куда реже, нежели за ее получение. Так, например, только в Жамбылской области за 9 месяцев текущего года выявили 19 фактов получения взятки и лишь 4 факта дачи взятки. Зато аж 46 дел за превышение должностных полномочий.
Столичная область также отличается стабильным ростом числа экономических и коррупционных преступлений от государственных мужей. Только за январь-сентябрь их число выросло на 9 процентов, составив 341 случай. Из них 88 случаев коррупции.
Оперативные сводки финансовой полиции пестрят: взял взятку, совершил подлог, превысил полномочия.
С одной стороны, оглашение такого количества фактов радует - борется наша власть с коррупцией внутри себя. (Тем более, что пока сажают одних чиновников, другим повышают зарплаты, дабы брать неповадно было). С другой стороны, подобная статистика подтверждает выводы международных экспертов, заявляющих, что в Казахстане очень сложно делать бизнес из-за чрезмерно высокого уровня коррупциогенности.
Безусловно, искоренить это зло в государственных рядах, увы, не подвластно ни одной стране мира. Даже арабские государства, где за подобные деяния отрубают руки, а то и публично казнят, констатируют: коррупция есть. Вопрос лишь в ее объемах.
Получается, что бороться с коррупцией, “обрезая верха” или выкорчевывая коррупционеров - бесполезно. Следовательно, с этой проблемой необходимо бороться снизу: не давать.
Есболганова Г.А., начальник управления юстиции Бостандыкского района г. Алматы |