Ольга Шишанова
В Казахстане вводят государственный реестр космических аппаратов, в том числе и иностранных, запускаемых с территории республики. Сумма оплаты за регистрацию будет мизерной - 14 МРП, зато у Казахстана появятся все права контролировать запускаемые с его территории космические объекты
Более полувека назад, а точнее 4 октября 1957 года, с территории казахстанского космодрома Байконур запустили первый искусственный спутник Земли, который представлял собой шар диаметром 58 см, весил 83,5 килограмма и облетел планету всего за 90 минут.
С тех пор с Байконура отправили в космос и на околоземную орбиту более полутора тысяч космических аппаратов различного назначения, более ста межконтинентальных баллистических ракет, испытали 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. Если говорить о мировом масштабе, то с космодрома Байконур произвели более половины мировых космических запусков, в том числе около 75 процентов годового количества запусков космических аппаратов России.
Кстати, до сих пор этот космодром является единственным в распоряжении Российской Федерации, позволяющим осуществлять пилотируемые программы, поскольку другие национальные космодромы этой страны для таких стартов не приспособлены.
Однако в свете возведения нового российского космодрома “Восточный” в Амурской области, по мнению российских чиновников из Роскосмоса, после 2018 года для России может стать перспективным перенос пилотируемых пусков с Байконура на новое место.
Для казахстанской стороны это не стало новостью, несмотря на то, что срок аренды космодрома Россией у Казахстана заключен до 2050 года.
Дело в том, что несколько лет назад в Казахстане постановлением правительства утвердили стратегический план Национального космического агентства республики на 2011-2015 годы, в котором уже рассматривали перспективы функционирования Байконура в условиях ухода России на “Восточный”.
Кроме того, план включал в себя перспективы функционирования Байконура в возможных условиях, связанных лишь с выполнением заказов на коммерческие запуски. Что и могло, кстати, повлиять на сегодняшнее решение Казахстана о государственной регистрации космических объектов и прав на них.
Кстати, регистрацию космических объектов давно практикуют в таких странах, как Россия, Украина, Аргентина, Испания, КНР, и другие участники Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, подписанной в Нью-Йорке 14 января 1975 года.
Тем не менее Роскосмос придерживается того мнения, что “полноценная жизнь Байконура продлится ровно столько, сколько потребуется России для развертывания инфраструктуры “Восточного” и строительства там двух стартовых площадок”.
В то же время глава Казкосмоса
Талгат Мусабаев не исключает продления договора об аренде Байконура с Российской Федерацией, но только на новых условиях. Что касается сегодняшних условий, особенно в области финансирования, то в общей сложности космодром Байконур и одноименный город обходятся бюджету России в 6,16 миллиарда рублей ежегодно.
Не потому ли еще два года назад президент АО “Ћазаћстан ѕарыш сапары” (дочернее предприятие Казкосмоса) заявил, что казахстанская сторона могла бы приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура уже в 2014 году?
Астана |