|
Алан Байтенов
Как известно, в Казахстане повысили цены на топливо: с прошлой среды изменили предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов. Официально это связано с увеличением стоимости нефти на международном рынке. Однако, считают некоторые эксперты, в первую очередь это обусловлено ростом цен на ГСМ в соседней России. Но все это цветочки. Настоящее подорожание ждет нас впереди
Есть распространенное мнение, что в нефтедобывающей стране топливо не может стоить дорого. Поэтому необходимо продолжить удерживать цены за счет воли государства и снабжать рынок дешевой горючкой. Так как это в первую очередь позволит сдерживать цены на конечную стоимость товаров, на социально значимые продукты (хлеб, крупы, мясо) и в общем не допустит волны негодования среди населения. По крайней мере, так нам объясняли причину введения механизма государственного регулирования цен на ГСМ. Но насколько справедлива подобная ориентация?
Ведь дешевое топливо является главным фактором стагнации общества. Взять, к примеру, общественный транспорт. Дешевое топливо, пусть его будет с избытком, только продолжит поощрять “бомбил”. И в этом случае городской транспорт никогда не сможет конкурировать с дешевым и неофициальным такси. Кто же обратит внимание на старый, переполненный и небезопасный автобус, когда пусть и чуть дороже (но при этом вполне доступно) можно уехать на частном извозчике? Если существенно поднять цены на топливо, горожане автоматически обратят внимание на городской транспорт. В свою очередь, увеличение дополнительных поступлений за счет пассажиров позволит не только существенно модернизировать сеть пассажирского транспорта, но и отказаться от частных автобусных парков. Которые, кстати, это не скрывают сами представители власти, являются большой проблемой крупных городов. В этом случае улучшится и экология - сегодня, как известно, государственные автобусные парки используют машины, оснащенные газовым оборудованием. Кроме того, повышение цен на топливо положительно скажется на транспортной ситуации - снизит количество одновременно используемых автомобилей.
Не стоит забывать и о развитии дорожного сектора. Строительство и ремонт дорог - одна из самых затратный статей. И в большинстве случаев при планировании бюджета средства на поддержание и развитие этой инфраструктуры приходится искать за счет урезания не менее важных статей расхода. Например, планового ремонта энергосетей, улучшения облика города и даже ремонта водоснабжающих магистралей. В нашем же случае средства, полученные с каждого литра топлива, существенно облегчили бы ситуацию.
Да и не только в дорогах и транспорте дело. Бензиновые “доходы” государства позволили бы увеличить социальные выплаты населению. В Европе, например, даже в период кризиса государства исправно платят пособия по безработице и инвалидности. Часть из этих счетов оплачивается именно потребителями бензина. Что самое главное, подобная мера коснется в первую очередь наиболее обеспеченного слоя населения - больше потребляешь, соответственно, плати больше. Еще один не менее важный момент - подобная мера заставит жить немного скромнее, например, сменив пожирающего монстра на более новое и экономичное авто. Возьмем, к примеру, стоимость топлива в Германии, где сейчас цены бьют рекорды и за литр 95-го требуют около 1,7 евро (обещают просить еще больше уже к концу месяца). При этом большую часть средств с продажи топлива забирает себе государство, так как себестоимость бензина составляет всего 0,5 евро, а все остальное - налоги. Далее эти деньги идут на нужды общества - повышаются пенсии, социальные выплаты, развивается и поддерживается в надлежащем состоянии инфраструктура.
Принимая во внимание последние тенденции, дальнейшего роста цен на топливо не избежать. Рано или поздно государство будет вынуждено поднять порог еще выше, чтобы защитить свой рынок от некачественного топлива и дефицита. Если этого не сделать, бензин, который произвели на территории Казахстана, в обязательном порядке будет уходить на российские заправки, особенно учитывая, что с каждым годом границы все прозрачнее. Конечно, бензин уйдет не с самих НПЗ, а исключительно с рук частников. Ведь мы не можем навязать правила реализации топлива - когда для покупки ГСМ необходимо подтвердить свое казахстанское гражданство.
Естественно, можно возразить - в таких нефтедобывающих странах, как Ливия, Иран или Венесуэла, топливо стоит намного дешевле. Да, государство идет на компенсирование разницы цен за счет государственного бюджета. Однако это исключительно популистская мера, направленная на поддержание иллюзии заботы о подданных. Между тем, как мы видим, социальная напряженность в обществе все равно зреет и взрыв рано или поздно все равно произойдет - без разницы, с внутренней или внешней “помощью”. Наш же путь иной - социально ориентированное государство, когда более обеспеченный гражданин, в нашем случаем, закупая бензин, помогает увеличивать пенсии, пособия и фактически инвестирует в развитие собственного государства.
После изменения цен на ГСМ в Казахстане дизельное топливо стоит 94 тенге, Аи-80 - 89 и Аи-92 - 110 тенге за литр. Тем самым, поясняет Агентство РК по регулированию естественных монополий, после того, как изменилась цена на нефть марки “Брент” со 104,09 доллара за баррель в июне до 114,8 доллара за тот же объем в сентябре, решено было скорректировать цены. Кстати, в июне этого года их ограничили таким образом: дизельное топливо - 90 тенге, Аи-92 - 106 тенге, Аи-80 - 86 тенге за литр.
Между тем, отмечают независимые эксперты, такое повышение цен на ГСМ в первую очередь связано с серьезным повышением цен на топливо в России. За неделю, отмечает агентство “Росбалт”, бензины и дизельное топливо подорожали в 72 субъектах федерации. И теперь ими торгуют дороже на 1-1,5 рубля по сравнению с ценами на начало октября. В общем, эта волна повышений дошла и до нас.
Поднятие цен на ГСМ - необходимая мера. Конечно же, за счет повышения налогов и акцизов с каждого проданного литра. Не исключено, что подобный подход вызовет волну недовольства. Однако, если объяснить, что в результате общество получит дополнительные преимущества, - программа сработает. Кроме того, необходимо определить минимум того топлива, который полагается каждому гражданину страны, допустим, в год по минимальной государственной цене. А также определить льготников. Как, например, фермерские хозяйства или специальные группы людей. Разумеется, подобная мера будет эффективна лишь в том случае, если разработать четкий план финансирования проблемных сфер за счет увеличения цен на топливо. |