Ботагоз Омар
Законодательство “О недрах и недропользовании” в нашей стране вновь может претерпеть изменения - профильные министерства готовят новый законопроект. Юристы недоумевают: за последние два года его уже корректировали девять раз. Но представители МИНТ указывают на то, что эти инициативы исходят от горнорудных компаний, желающих, чтобы законодательство отвечало требованиям времени
Юристы, принявшие участие в заседании круглого стола “Обзор последних изменений в законодательстве нефтегазового сектора Республики Казахстан”, организованного в рамках недавнего VII Евразийского форума KAZENERGY, признались, что сбились со счета, сколько раз корректировали Закон “О недрах и недропользовании”.
24 июня 2010 года приняли его последнюю редакцию, поставившую на утрату одноименный закон от 27 января 1996 года. С тех пор прошло два года, а его все совершенствуют. По словам управляющего партнера юридической фирмы AEQUITAS Ольги Ченцовой, с 2010 года его уже изменяли девять раз, из них семь раз - только в этом году. Но и это еще не все: профильное министерство вновь готовит поправки в документ, который может установить новые правила игры для недропользователей.
Представители Министерства индустрии и новых технологий РК (МИНТ) считают, что этот камень попал не в их огород. “Инициатором поправок являлись горнорудные компании. Концептуально основными темами для изменений были несколько позиций. Мы считаем, что разработчиками Закона “О недрах” были нефтяники, поэтому вопросы твердых полезных ископаемых, подземных вод выпали. Например, для получения щебенки, гравия надо было проходить такую же процедуру, как при разработке нефтяного месторождения.
Понятно, что при таких перекосах у всех горнорудных компаний возникли проблемы при оформлении, при продвижении контрактов. Поэтому разработали около 130 поправок, которые учитывали бы интересы горнорудной отрасли”, - отметил вице-министр МИНТ Нурлан Сауранбаев.
Но в этих поправках немало и тех, которые затрагивают интересы нефтяников. К примеру, если с момента получения всех разрешительных документов для разработки месторождения знания о нем и его параметры меняются более чем на 15 процентов, тогда нужно обновление самого проекта разработки месторождения. По словам представителей МИНТ, Ассоциация горно-металлургических предприятий предлагает довести этот “порог” до 30 процентов.
Президент Казахского института нефти и газа (КИНГ)
Узакбай Карабалин обратил внимание на то, что проект разработки месторождений делают на первоначальных скудных сведениях, которые добывают из первой группы скважин, а через какое-то время, по мере их разработки, может появиться другое видение этого месторождения, его недр. Но при этом очень важно на нефтяных месторождениях поддерживать режим добычи.
“Обновление проекта может занять несколько месяцев. Это очень большие математические расчеты, немало времени занимает хождение по инстанциям по утверждению этого проекта”, - отметил он. По его словам, обычно корректировку проекта проводят через несколько лет после начала работ на месторождении. “Но если недропользователь попадает в это колесо, в котором любые изменения он должен доводить до уровня проектной документации и снова проходить все инстанции, тогда это будет мешать основной работе, когда надо забыть о добыче и заниматься только этим”, - резюмировал Карабалин.
Участники круглого стола высказали надежду, что вносимые поправки приведут только к развитию отрасли, а не к обратному эффекту. А для этого нужно тесное взаимодействие всех заинтересованных участников этого рынка, чтобы выработать позицию, которая учитывала бы интересы всех - и государства, и инвесторов.
Но пока юристы считают, что не чувствуют, чтобы госорганы и депутаты взаимодействовали в этом вопросе с частным сектором.
Астана |