|
Ботагоз Омар
По прогнозам председателя правления АО “КазМунайГаз” (КМГ) Ляззата Киинова, проекты на Каспии к 2022 году в 1,6 раза увеличат уровень добычи нефти. Вплоть до 2014 года продолжится дальнейшая реализация проектов “Жемчужина”, “Н”, “Жамбыл”, “Сатпаев”, “Женис”, “Абай”, “Исатай”, “Шагала”, “Дархан”, “Хвалынское”, “Центральная” и других, в рамках которых наметили бурение 19-20 разведочных и оценочных скважин. Конечно, ключевую роль в увеличении добычи углеводородов на Каспии отвели старту производственной фазы Кашаганского проекта
Глава КМГ, опираясь на оценку потенциала проектов и активов по состоянию на текущий момент и совокупных прогнозов и предположений международных аналитических агентств, добывающих компаний и ретроспективного анализа мирового энергетического рынка, настроен весьма оптимистично. Национальная компания до 2022 года поставила перед собой амбициозную задачу - войти в тридцатку крупнейших мировых нефтегазовых компаний. Глава АО считает, что к этому времени консолидированные показатели по углеводородным запасам составят 1,4 миллиарда тонн, по добыче нефти и газоконденсата - 35,4 миллиона, нефтепереработке - 19 миллионов тонн.
Наращивание объемов нефти и газа должно быть сопряжено с развитием транспортных маршрутов. Министр нефти и газа Сауат Мынбаев рассказал о планах ведомства в этом направлении. “За пределами 2020 года с учетом роста добычи может ожидаться некоторая нехватка мощностей. Но, во-первых, эта нехватка будет продолжаться не столь долгий период, во-вторых, пока есть время для принятия решений о возможном наращивании мощностей по тем или иным направлениям: это, возможно, и в Китай, это, возможно, и транскаспийское направление, и по железной дороге. Посмотрим, где удобнее, где коммерческие условия окажутся наиболее приемлемыми”, - сообщил министр, подчеркнув, что Казахстан находится в центре между ключевыми рынками потребления нефти, Европейским союзом и Китаем. “Возможны поставки и на другие дальние рынки с выходом на них через Черное море по трубе Баку - Тбилиси - Джейхан, не говоря уже о рынках Афганистана и Узбекистана, и тем не менее с точки зрения объемов экспорта главные экспортные рынки для нас - это ЕС и Китай”, - отметил министр.
Говоря об экспорте нефтепродуктов на ближайшее время, ожидается, что до конца этого года через морской порт Актау отгрузят восемь миллионов тонн нефти. “Далее эти объемы идут частично через Махачкалу на Черное море, частично через Баку до Батуми. Разумеется, часть этих объемов в будущем может поступать и в трубу Баку - Тбилиси - Джейхан в случае наличия там свободных мощностей и, что важно, наличия приемлемых для нас коммерческих условий”, - отметил главный энергетик страны, выступая в ходе форума.
При этом по системе Каспийского трубопроводного консорциума в 2012 году ожидается транспортировка 29 миллионов тонн казахстанской нефти. “Сейчас реализуют проект по его расширению, что позволит транспортировать 52 миллиона тонн казахстанской нефти ежегодно. Всего там три фазы по расширению, срок окончания третьей фазы - 2015 год, работы идут по графику, это для нас наиболее эффективное направление”, - сообщил Мынбаев.
По трубопроводу Атырау - Самара планируют перегнать 15 миллионов тонн черного золота. “Этот трубопровод остается для нас одним из ключевых маршрутов, пока мы не планируем расширения экспорта по данному направлению”, - проинформировал министр.
Что касается коридора Казахстан - Китай, то его экспорт в 2012 году оценивают в объеме 11 миллионов тонн. “Мы планируем его расширение до 20 миллионов тонн, соответствующее соглашение находится в проработке, и технологически это осуществить мы можем достаточно быстро”, - сообщил глава МНГ.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов железнодорожные перевозки нефти, которые хоть и “выполняют роль резервного транспорта”, но уже сегодня позволяют транспортировать не менее семи миллионов тонн нефти.
Астана |