Юлиана Жихорь
Упадок веры
Нынешнее пленарное заседание сената прошло торжественно - в гости к казахстанским парламентариям прибыл председатель Великого национального собрания Турции Джемиль Чичек. Как сказал спикер сената Кайрат Мами, “господин Джемиль Чичек - один из тех, кто с братской теплотой и добротой относится к нашей стране... Господина Чичека можно назвать авторитетным деятелем, другом нашей страны. Он внес существенный вклад в развитие казахстанско-турецкого партнерства”
Турецкий парламентарий, выступая перед казахстанскими сенаторами, заговорил о важности дальнейшего укрепления казахстанско-турецких связей, сообщив, что в ближайшие годы товарооборот между странами должен подняться с сегодняшних 4 миллиардов до 10 миллиардов долларов. Благо, что почва для этого имеется - общая стоимость проектов, реализуемых сегодня турецкими компаниями в Казахстане, превышает 20 миллиардов долларов. “Казахстанские инвестиции в Турцию тоже растут”, - дипломатично и, не вдаваясь в цифры, заметил Чичек.
Что же касается собственно межпарламентских связей, то, с точки зрения турецкого спикера, “активизация контактов на уровне групп сотрудничества и специализированных комиссий, действующих в обоих парламентах, предоставит новые возможности в создании правовой базы стратегического партнерства”.
Послушав коллегу из Турции и проводив его бурными аплодисментами, сенаторы приступили к рутинной работе. Вчера на повестке дня стоял вопрос ратификации Соглашения между Казахстаном и Святым Престолом о взаимоотношениях.
Сенаторы, как и их коллеги по мажилису, заинтересовались возможностью католической церкви открывать в нашей стране свои школы и университеты. Так, Куаныш Айтаханов возмутился: “В Соглашении написано: РК признает право католической церкви на создание школ различного направления и разных целей. Как это понять? Не излишне ли это словосочетание в данной статье?” (Перевод с казахского языка предоставлен сенатом парламента.)
Председатель Агентства Казахстана по делам религий Кайрат Лама Шариф попытался успокоить депутата: “Мы из числа своих граждан будем готовить католических епископов. Эти школы для того, чтобы мы назначили руководителей католической церкви из числа граждан Казахстана”.
А вот Иран Амиров нашел несоответствие ратифицируемого Соглашения с нормами Конституции. По его словам, пункт 6 Соглашения противоречит Конституции в части возможности предоставления католической церкви земли: “Иностранцам земля не выдается”. На что Лама Шариф пояснил, что они консультировались с Конституционным советом, и тот противоречий не заметил.
Орынбай Рахменбердиев заинтересовался другим вопросом: Соглашение было подписано аж в 1998 году, и уже в 2013 году парламентариям предстоит вновь рассматривать документ на предмет его пролонгирования. Он предложил подождать годик и лишь потом рассмотреть документ.
Однако Лама Шариф пояснил, что если мы хотим скорректировать Соглашение в соответствии с текущим казахстанским законодательством (это возможно делать раз в 15 лет), то документ все равно необходимо заранее ратифицировать.
Ну и, конечно, депутаты не могли обойти вниманием проходящую нынче перерегистрацию религиозных объединений. Глава Агентства по делам религий рассказал, что после 25 октября (именно до этого срока все религиозные объединения должны получить “сертификат соответствия”) из 4551 ныне действующего объединения в Казахстане останется около трех тысяч. Так, например, до прошлого года в Казахстане было 32 религиозных объединения лютеранского направления, а после их перерегистрации осталось всего 9.
Однако, по словам Лама Шарифа, сокращение религиозных объединений не принесет вреда конфессиям, а перерегистрация лишь уберет несуществующие. “Вы ведь знаете, что в 90-е годы много немцев и других национальностей переехали на историческую родину, а их религиозные объединения зарегистрировали в период перестройки и в начале 90-х годов. А через 20 лет мы обнаружили, что они существуют только на бумаге, - рассказал Лама Шариф. - Так, если до сегодняшнего дня на территории Казахстана зарегистрировали 197 (религиозных объединений. -
“НП”) христиан, евангелистов и баптистов, то сейчас документы подали всего лишь 60 таковых. При этом у конфессий никаких правонарушений нет”.
Астана |