|
Ольга Шишанова
По словам фермеров, минувшим летом в пяти основных зерносеющих областях республики сложилась критическая ситуация: погибло почти полтора миллиона гектаров посевов зерновых, масленичных и кормовых культур. Одновременно официальная статистика приводит цифру в 766 тысяч гектаров, то есть в два раза меньше. Однако крестьяне утверждают, что районным акимам невыгодно списывать цифры урожая, которого фактически нет
В то же время независимые эксперты поддерживают аграриев, считая, что официальные данные полученного урожая завысили более чем на 30 процентов.
При этом, по словам президента Союза фермеров Казахстана Ауезхана Даринова, государство полностью или частично отказывает крестьянам, у которых погиб урожай на полях, в получении компенсаций.
“В случае тяжелых погодных условий государство должно поддерживать своих производителей. Это нормальная практика, - считает Даринов. - В странах ЕС на один гектар фермеры ежегодно получают около 360 евро, что составляет около 72 тысяч тенге. У нас в Казахстане стоит обратиться за помощью, в ответ слышны лишь обвинения в нерадивости. А субсидии просто смехотворны - от 400 до 600 тенге за один гектар”.
Для сравнения: в соседней России, где в результате той же засухи объявили чрезвычайное положение в десяти зерносеющих областях, крестьянам выделили по полторы тысячи рублей на гектар (эквивалентным около семи с половиной тысяч тенге). Вместе с тем российские чиновники в ближайшее время обещают в два раза увеличить размеры субсидирования своих фермеров, что, по мнению Союза фермеров Казахстана, может привести к неконкурентоспособности казахстанской сельхозпродукции в сравнении с российской. Уже сегодня в республике можно наблюдать “засилье” молочно-мясной продукции партнера по ТС на казахстанском рынке.
Кроме того, как считают в СФК, окончательно “добить” казахстанские крестьянские хозяйства “средней руки” может 5-10-кратное увеличение земельного налога.
Однако, невзирая на подобные утверждения, непростая ситуация с землей, по словам ответственного секретаря МСХ РК Евгения Амона, давно требует своего решения. Несмотря на то, что по наличию сельхозугодий на душу населения Казахстан занимает первое место в мире, в частной собственности находится всего один процент земельных угодий, остальные 99 принадлежат государству. “Поэтому государство вправе формировать земельную политику, особенно учитывая, что в стране до сих пор не урегулировали земельные отношения”, - говорит Амон.
Действительно, несмотря на огромную территорию, в Казахстане сегодня не хватает свободных земельных участков. А те земли, которые находятся в чьей-то собственности, используются нерационально. При этом их изъятие в законодательстве не предусмотрели, поскольку, несмотря на поправки, внесенные в Земельный кодекс пару лет назад, в статье 93 пункт об изъятии земли за нерациональное использование не предусмотрели.
Нерациональное использование огромных площадей - это еще и экономическая проблема. Так, в Казахстане очень низкий земельный налог - всего около 23 тенге за один гектар. Учитывая специальный налоговый режим, позволяющий снять с этой суммы до 70 процентов, останется всего семь тенге.
Однако для работающего хозяйства налоговая нагрузка с гектара составляет около тысячи тенге, а для неработающего позволяет уплачивать лишь земельный налог в размере семи тенге с гектара.
Поэтому, по словам Евгения Амона, “предлагаемое МСХ увеличение земельного налога продиктовано не желанием увеличить бремя для сельхозтоваропроизводителей, а необходимостью увеличить эффективность использования земель. При этом на работающем сельхозпредприятии размер такого налога не отразится, а для неработающего поставит вопрос ребром - либо использовать принадлежащие ему угодья, либо найти инвестора, либо вовсе вернуть в государство”. Однако, как заверил аграриев ответсекретарь МСХ, ни до конца 2012 года, ни в следующем, 2013 году увеличение такого налога пока не предусмотрели - вопрос находится в стадии обсуждения.
Астана |